пятница, 12 марта 2021 г.

Самоубийство влюблённых на острове небесных сетей

 

Самоубийство влюблённых на острове небесных сетей

(«50, или Два кита встречаются на пляже», реж. Хорхе Кучи, Мексика, 122 мин.)

П.И.Филимонов

Мексиканский фильм с таким длинным названием – ещё один из той программы фильмов, которую предлагает онлайн фестиваль PÖFF. Фильм участвовал в программе молодёжного кино на последнем фестивале и собрал там хорошую прессу. И, пожалуй, было за что.

Смотреть его достаточно неуютно. Не страшно, не противно, а именно неуютно. Потому что с самого начала фильма нам заявлено, куда всё будет двигаться, туда оно, в общем, с неотвратимостью и двигается, преодолевая все неожиданные препятствия, которые выстраивают на пути этого непреодолимого жизнь и режиссёр.



Это фильм про так называемую игру «Синий кит», о которой слышали почти все, но я надеюсь, в реальности не сталкивался никто. Потому что её не существует, а если существует, то только в том виде, в котором эта «русская игра», как говорят герои фильма, показана в «Двух китах..». Согласно версии мексиканского режиссёра, в «Синем ките» ввязавшийся в него подросток должен выполнить 50 различной сложности и криповости челленджей, которые присылает ему сообщением анонимный (ну как анонимный? – теоретически анонимный) «администратор». Последним, пятидесятым челленджем будет убить себя. Все подростки, начинающие играть в эту игру, это знают. И какая-то часть из них не соскакивает. Потому что зашквар.

Хотя снова -  как все? В фильме мы видим, что во всём гигантском Мехико (пятом на данный момент по численности населения городе мира, Москва, на минуточку, со своим 24 местом рядом не валялась)  в эту игру играют всего два человека. Точнее, один. Только этот один думает, что их двое. На самом деле Элиса тоже играет в игру, но это отдельная игра, её собственная. Только направлена она ровно в ту же точку, что и меняющиеся челленджи Феликса – к умиранию.

Это в фильме и есть самое неуютное. Ты видишь двух школьников, которым, ну сколько, ну лет по шестнадцать, максимум семнадцать. Которые знают, что скоро умрут. И не от какой-то там неизлечимой болезни, что наполняло бы фильм совсем другим пафосом и атмосферой, а просто потому, что так хотят. Когда Элиса спрашивает у Феликса, почему он хочет умереть, он отвечает: «Наверное потому, что я грустный». При этом он весь фильм открещивается от своей принадлежности к субкультуре эмо, он обычный, нормальный, немного одинокий подросток, который решил умереть. Да, правила «Синего кита» гласят, что если ты соскочишь, то придут загадочные «русские убийцы» и истребят всю твою семью. Но мне кажется, Феликсом в самой меньшей степени движет страх за маму. Он грустный, и ему как-то некуда приткнуться. Поэтому он решает приткнуться в смерть. Даже пробудившаяся любовь не может его остановить. Потому что влюбляется он не в кого-нибудь, а в Элису, девочку-воронку, которая затягивает в потусторонность, утягивает из этого мира примерно всех, кто попадает на орбиту её притяжения.  

Что касается Элисы, там всё понятнее. Девочка давно решила умереть и просто боится сделать это одна. Ей просто нужна компания. Во всяком случае, поначалу. Потом-то она тоже, кажется, искренне влюбляется, и, понятно, что это тоже ничего не меняет (но разве это что-то меняет?), с этой дороги не сойти. Даже при желании сложно, а уж тем более при его отсутствии.

Неуютным делает этот фильм манера изложения режиссёра Хорхе Кучи. Он не вопиет к городу и миру с требованием остановить, запретить и отменить «Синего кита», он не ужасается тем поистине диким вещам, которые творят его герои в своих последних челленджах. Он как будто просто констатирует, что такие дети есть. И ничего с ними не сделать. И особенно жутко именно от того, что это – дети. Дети, единственным желанием которых в жизни является желание умереть.

Тоже являются частью вселенной, как ни невозможно это осознавать.   




 

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий