Простая история
(«Адам», реж. Марьям Тузани,
Марокко-Франция-Бельгия, 98 мин.)
П.И.Филимонов
Нет, этот фильм никак не связан с творчеством Дэвида Линча. Марокканская
режиссёрка Марьям Тузани, если судить исключительно по этому фильму (а кроме
него, можно было бы теоретически судить ещё только по первому фильму Тузани, «Набег»,
2017 года, но как-то мы пока до него не добрались) находится от Дэвида Линча на
таком же расстоянии, как, скажем, Сарик Андреасян от Питера Гринуэя. Но это же
не повод отказывать женщине (и Сарику, на всякий случай) в профессиональной
пригодности.
Фильм «Адам» - предельно простое кино. Интереса ему придаёт разве что
относительно экзотическая страна происхождения (я, например, не помню других
марокканских фильмов, хотя, понятно, дело не в них, дело во мне), да
общегуманистическая направленность содержания. Фильм рассказывает историю
рождения Адама, ребёнка, появившегося на свет без отца. Зрителям так и не
показывают, что явилось причиной этого – просто ли неосторожность главной
героини фильма, матери Адама, или, к примеру, сексуальное насилие – мне показалось,
что намёки на это несколько раз мелькали, но, снова, это всё в глазах
смотрящего, сами понимаете.
Марокко, насколько я знаю, не самая жестокая из мусульманских стран – и всё-таки
страна мусульманская, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Собственно,
кажется, в этом и цель фильма – а, как это ни грустно осознавать, «Адам» - один
из фильмов, имеющих чёткую цель – показать марокканским соотечественникам, что
в том, что незамужняя женщина рожает и одна воспитывает (как мы, оптимистичные
зрители, надеемся) ребёнка нет ничего греховного или общественно неприемлемого.
Да, к сожалению, в изнурённом ковидами, ингибиторами и безмагазинными
автоматами мире двадцать первого века до сих пор есть страны, где нужно об этом
говорить и напоминать десятки, сотни, тысячи, если понадобится, раз. И к ещё
большему сожалению, это не должно нас удивлять. В нашей собственной стране есть
вещи, о которых нужно говорить и напоминать так называемой широкой
общественности десятки, сотни и тысячи раз, прежде чем она (общественность)
уяснит, что мир никогда уже не будет таким, каким он был в девятнадцатом веке,
когда рабов на плантациях можно было сравнительно безнаказанно забить до
смерти, или в веке двадцатом, когда за гомосексуализм, например, сажали в
тюрьму.
Рецензия получается вроде бы не совсем про кино, но на самом дело она как
раз про кино. Про это кино. Про «Адама». Такое это кино, такой это мир, в
котором искусству временами приходится быть очень прямолинейным, говорить вещи
в лоб, не прибегая ни к каким метафорам или иносказаниям. И показательно,
конечно, ещё то, что для нас, жителей как будто цивилизованной (какое там)
части Европы высказываемые Марьям Тузани робкие призывы давно являются общим
местом. Для большинства из нас, во всяком случае. Можно лишь надеяться, что так
же в ближайшем будущем произойдёт и с другими животрепещущими темами, согласия
относительно которых не существует в нашем обществе. Ну, как о чём я. Понятные же
вещи. Землю учредили Аннунаки. Кризис в Беларуси проспонсировали белочехи.
Навальному не хватило «рафаэлки». Мать-одиночку с ребёнком надо закидать
камнями.
Марьям Тузани сняла бесхитростный фильм, который в Марокко, по всей
видимости, будет восприниматься одним образом, а здесь у нас – совсем другим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий