вторник, 21 января 2020 г.

Фантомное обезболивающее


ФАНТОМНОЕ ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ
(«Белый, белый день», реж. Хлинур Пальмасон, Исландия-Дания-Швеция, 109 мин.)

П.И.Филимонов

Исландские фильмы – редкость на наших экранах. По всей видимости, не потому, что их не закупают наши предвзятые прокатчики, а потому, что в Исландии просто снимается не очень много фильмов в год. Так что, скорее всего, исландский фильмы – редкость и в самой Исландии.

А фильмы – во всяком случае, этот – вполне достойные. В тренде мирового кино и так далее. Поднимает вечную проблему памяти, одиночества и способов борьбы со своими внутренними демонами. Визуально красивый, что даже, кажется, иногда становится самоцелью. Но ради некоторых кадров «Белого, белого дня» (например, скатывающегося с горы в воду камня или выливающегося на стол молока – чистая тарковщина, конечно, но знакомый приём, применённый в незнакомом месте, а главное, внезапно, всегда срабатывает) можно и потерпеть.



В захолустном исландском городке (как будто в принципе бывают другие, ну, кроме Рейкьявика разве что) живёт отставной полицейский Ингимундур – что ещё характерно, герои, как общаясь друг с другом, так и обозначая других людей третьим лицам, прибегают исключительно к именам, что даже для нашего уха звучит милой, но приятной экзотикой – недавно потерявший жену в автокатастрофе. Он любил её безумно, безусловно и преданно. И вроде бы он уже начинает как-то привыкать жить без неё, тем более, что на недостаток заботы и общения он пожаловаться не может – его окружает и семья, и друзья, и разные прочие жители этого населённого пункта – как вдруг в его картине мира случается радикальный переворот. Его некоторая зацикленность на погибшей жене вынуждает его своровать из участка коробку с вещдоками, связанными с делом о её смерти. А их пристальное изучение в ностальгических целях, помноженное на навыки детективной работы и соответствующий склад ума, приводят к совершенно неожиданным результатам. В общем, Ингимундур выясняет, что жена ему изменяла. А городок, вы помните, маленький, все тут, как на ладони. То есть, этот самый полюбовник ходит где-то тут же как ни в чём не бывало, продолжает здороваться и, например, ловить с ним рыбу.

И дальше мы видим историю о том, как человеком завладевает навязчивая идея. На наших глазах из приятного, но придавленного горем человека Ингимундур превращается в одержимого, который ни перед чем не остановится ради выполнения своей обсессии.

Но режиссёр Хлинур Пальмасон делает небанальный ход. Достаточно долгое время кажется, что фильм вот-вот сорвётся в насилие, что мы смотрим про очередную победу внутренних демонов, но в Ингимундуре снова что-то щёлкает, и он выруливает из пике.

Притом, надо сказать, всё это преподано нам с достаточной психологической достоверностью, сомнений в возможности изображаемого развития событий ни разу не возникает. Скорее всего, в маленьких (депрессивных?) исландских городках, да и вообще в небольших общинах так оно всё и происходит. Сегодня вы лучшие друзья и выпиваете вместе. Потом вы гоняетесь друг за другом с топорами, и не дай бог, догоните. А потом снова садитесь пить чай и качать головами с недоверчивыми улыбками, «А как это мы, а чего это мы с тобой, Гудмундурыч?».   



Комментариев нет:

Отправить комментарий