Эстонская кинематографическая Нокия
(«Единорог», реж. Райн Ранну, Эстония, 107 мин.)
П.И.Филимонов
Некоторое время назад эстонское общество было чрезвычайно озабочено
поисками так называемой эстонской «Нокии», то есть чего-то такого, благодаря
чему Эстонию в положительном ключе узнал бы весь мир и больше бы никогда не
путал ни с какими другими соседними странами. «Нокией» этот гипотетический
макгаффин назывался по аналогии с соседней Финляндией, которая благодаря этому
телефону такого стабильного репутационного узнавания, по мнению наших людей,
добилась.
Прошло время. В Эстонии разработали и продали «Скайп». Телефон «Нокия» умер
естественной смертью, что, надо сказать, Финляндию не слишком обеспокоило, да и
вообще как-то перестали об этом говорить, на дворе другое время, другие нравы.
На дворе эпоха старт-апов и мобильных приложений, столь неуклюже звучащих
по-русски и столь мило - по-эстонски. Есть в слове “äpp“, согласитесь, какая-то нежная прелесть.
Впрочем, для героев старт-ап комедии Райна Ранну «Единорог», особенно для
персонажа Хенрика Кальмета, так же мило звучат английские слова, с бесконечной
обильностью вкрапляемые ими в эстонскую речь. Да, это совсем другой мир даже по
сравнению с началом нулевых, да что там с началом нулевых, это реальность,
существующая несколько параллельно главенствующей сейчас политико-социальной
парадигме, реальность, где никого не заботит погружение национальных традиций и
языка в состояние искусственной медикаментозной комы с целью их охраны, где
русские говорят с эстонцами по-английски, где среди наёмных работников старт-ап
компании, кажется, местных-то и нет вовсе. Это, помимо всего прочего, ещё и
антиэкреитский фильм.
Но это в нём совсем не главное. Это фильм, и тут можно согласиться с его
авторами, действительно нового жанра, во всяком случае, я такого ещё не видел.
Это комедия про бизнес. Про старт-апы, в частности, но и про бизнес в более
широком смысле слова. Комедия на самом деле смешная, без скидок на национальный
продукт и первый блин. После её просмотра становятся понятными многие до того
запредельные термины из мира капитала и жёлтого дьявола, и начинает казаться,
что жизнь у них там протекает так, как в «Единороге» и показано – весело,
быстро и легко. Даже если тяжело.
Не знаю, возможно, если этот фильм посмотрит человек, который больше моего
понимает во всех этих венчурных инвесторах и хедж-фондах, то этот человек
раскритикует «Единорога» по самое не могу, но мне кино понравилось. Понравилось
весёлым взглядом на ту Эстонию, в которой лично я очень хотел бы жить.
Понравилось тем, что его главные персонажи списаны с людей, с которыми каждый
из нас знаком лично не через шесть, а через гораздо меньшее количество
рукопожатий. И понравилось своим юмором. Не знаю, насколько глубоко режиссёр
фильма Райн Ранну погружён в тему, почему-то думаю, что не очень глубоко, но
сам факт того, что про скучный для меня мир бизнеса и финансов можно сделать
смешную комедию – очень приятно радует. От «Единорога» прямо веет свежестью.
Такого в нашем – и очень сильно искушение сказать, что и не только в нашем –
кинематографе ещё не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий