Всё, что может провалиться
(«Однажды в Стокгольме», реж. Роберт Будро, Канада-США,
92 мин.)
Канадский режиссёр Роберт Будро снял фильм о стокгольмском синдроме.
Собственно, о той оригинальной истории – ограблении банка в шведской столице,
непонятной привязанности, которая возникла у заложников к тем, кто их в этом
банке удерживал – которая и послужила основой для выделения нового
психологического синдрома. Не знаю, насколько близко к документальному
изложению событий снят фильм «Однажды в Стокгольме», но, оказывается, там и
помимо собственно синдрома, была масса других интересных событий.
Если можно себе представить, что преступление может быть смешным, то это
оно. В ходе всего этого недоразумения никто особенно не пострадал, если не
считать нескольких ушибов и какого-то количества слезоточивого газа, которое
пришлось вдохнуть его участникам, так что в полной мере назвать «Однажды в
Стокгольме» чёрной комедией, пожалуй, нельзя. Но именно к этому жанру ближе
всего это кино. Итан Хок играет нелепейшего из нелепых преступников, заложники наивны
и похожи на персонажей какого-нибудь прекрасного святочного рассказа,
полицейские кажутся дебилами, хотя как раз они в итоге со своей работой
справляются. Почти на всём протяжении фильма смешно. Не гомерически смешно, но
ощутимо – и мимика Хока, конечно, только подкрепляет нелепости, которые
происходят в кадре. Возможно, в реальности всё не было настолько же суматошно,
беспомощно и анекдотично, интернет-источники пишут, что настоящие преступники
обращались со своими заложниками всё-таки достаточно сурово, тем неожиданнее и
оказался возникший психологический феномен.
Если же предположить, что всё было так, как показано в фильме, то природа
стокгольмского синдрома становится гораздо более понятной. Нелепые – я осознаю,
что злоупотребляю этим эпитетом, но других слов у меня для героев фильма нет –
персонажи взаимно притягиваются. Независимо от того, какие позиции занимают
относительно друг друга. Глядя на неуклюжие и явно безнадёжные попытки героя
Хока добиться своего, каждый, думаю, попытался бы ему помочь как минимум
советом. Потому что любой из представленных в фильме заложников понимает про
ограбление банков больше, чем персонаж, который пытается это ограбление
провернуть.
В общем, вкратце суммируя, это забавное кино о неудачниках. Был когда-то
целый жанр такого кино, все эти фильмы, где играли Пьер Ришар и ему подобные,
как правило, французские актёры. Там сразу, с первых кадров, становилось
понятно, что всё, что может провалиться, проваливается, и все планы героев накроются
женским половым органом, как говорил давным-давно мой инструктор по вождению.
Чисто развлекательное кино, но в данном случае с исторической основой, что
делает его, конечно, чуть более ценным, чем все эти высокие блондины в разных
предметах обуви.
Стокгольмский синдром работает на разных уровнях – не только на уровне Бьянки,
главной лирической героини фильма. Он точно так же работает и на уровне зрителя,
очень скоро зритель тоже начинает безоговорочно сочувствовать этим
грабителям-недотёпам и желать, чтобы у них всё получилось. Хотя понятно, что
получиться оно не может. От этого сочувствие в их адрес только растёт – и так
по нарастающему замкнутому циклу, пока фильм не закончится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий