Чёрно-белая лаконичность
(«Скандинавское безмолвие», реж.
Мартти Хельде, Эстония, 75 мин.)
П.И.Филимонов
Новый отечественный фильм получился камерным, но при этом не арт-хаусным.
Не арт-хаусным в том представлении, которое, кажется, обычно превалирует в
головах отечественных кинематографистов, когда они строят планы забабахать за
маленькие деньги, из говна, как говорится, и палок новый фильм. Чтобы было красиво и пронзительно, и ничего не
понятно, на фоне модной, но при этом непременно гитарной музычки. Смотрите
почти любой фильм Вейко Ыунпуу, которого все так любят, а мы как-то не слишком.
Дело, конечно, не в нём, дело в нас.
У Мартти Хельде получилось внятное высказывание. Понятно, о чём это. Это о
семейном насилии, о сексуальных преступлениях, о том, какое разрушающее и
непоправимое воздействие оказывают они на человека до конца его дней. Как в
любом нормальном произведении искусства Хельде ставит вопросы и не обязан на
них отвечать. В общем, то, как это снято, тоже понятно. Длинные однообразные
планы, чёрно-белое цветовое решение, почти постоянная электроника от Мика Педая на фоне.
Длинные, супердлинные монологи героев, словно бы обращённые к собеседнику, а
словно бы и нет. Из которых сначала ничего не понятно, а потом вырисовывается
картина.
Из недавнего интервью режиссёра понятно, что одной из главных мучавших его
проблем при съёмках «Скандинавского безмолвия» был недостаток средств. И это
тоже понятно, это, видимо, главная проблема кинематографа маленьких стран, с
которой каждый из снимающих справляется по-своему. Хельде, в конечном итоге, решил
эту проблему тоже довольно элегантно, минимизировав в этом фильме вообще всё,
включая хронометраж.
На выходе мы имеем достаточно любопытную поделку, вполне заслуживающую
рассмотрения. И рекламная кампания к этому фильму как-то тоже на удивление адекватна,
и про неё нельзя сказать, как про некоторые другие акции в поддержку некоторых
других отечественных фильмов, что «разбег на рубль, удар на копейку». В общем,
если не ожидать от «Скандинавского безмолвия» чего-то прям судьбоносного и
градообразующего, то вполне можно получить удовольствие. Правда, сложно
сказать, какого плана удовольствие. Может быть, на кого-то эта картина
воздействует эмоционально, очевидно, это связано с наличием или отсутствием
личного опыта по теме исследования. Во всяком случае, нейтрально настроенного
зрителя она эмоционально зацепить как-то не успевает. Интеллектуально она тоже
не сказать, что вызывает бурю вопросов с желанием покопаться в собственных
представлениях об ответах на них. Скорее именно что с интересом смотришь, как
режиссёр усердно и до конца следует самим же собой установленным правилам. И
это только одна из версий, что вынуждает его к этому банальное отсутствие бабла
на фильм. Всё может быть, может, это сознательная концепция, которую он сам для
себя выработал, а потом сам же для себя и придерживался. В любом случае, вот
именно этим интересно «Скандинавское безмолвие», именно за этим там интересно
наблюдать. При том, что это не первый фильм Мартти Хельде, местами он всё-таки
кажется ученической короткометражкой очень многообещающего студента. То есть,
пока всё-таки потенциал автора ощущается слегка больше, чем кинетика, или какой
там есть антоним к слову «потенциал». Надеюсь, что это пока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий