вторник, 26 марта 2019 г.

Ближний Восток, каким мы его себе представляем


Ближний Восток, каким мы его себе представляем
(«Капернаум», реж. Надин Лабаки, Ливан, 127 мин.)

П.И.Филимонов

Те несколько фильмов из этого региона, которые доводилось видеть раньше, старались уйти от хрестоматийного изображения жизни на Ближнем Востоке, как бедной, после-, а то и во время-военной, суматошной и бесконечно далёкой от нас в нашей, при всех прочих равных, благополучной Европе. Фильм ливанского режиссёра Надин Лабаки, уж не знаю, сознательно от противного или естественно от банального, этого не делает.



В «Капернауме» есть всё, что представляет себе неиспорченный геополитическими знаниями обыватель, когда он слышит словосочетание «Ближний Восток». Бедность, доходящая до нищеты. Грязь и визуально воспринимаемая антисанитария. Дети, брошенные своими родителями и вынужденные существовать самостоятельно. Девочки, продаваемые своими родителями замуж в одиннадцать лет и естественным путём умирающие от этого. Дети, продаваемые посторонними людьми на усыновление. Бытовое насилие самого разного характера. Тюрьма для несовершеннолетних, условия содержания в которой вот прямо точно такие, какие вы себе представили при произнесении словосочетания «ливанская тюрьма для несовершеннолетних». Мечты об отъезде в Швецию, где у тебя «будет своя комната, куда нельзя будет входить без моего разрешения». Думаю, что и слово «Капернаум» использовано в названии фильма не в качестве библейской аллюзии, а в качестве французского сленгового термина со значением «хаотическое нагромождение вещей», или, иначе, просто «хаос», поскольку языком лингва франка в Ливане, насколько я помню, является как раз французский. Впрочем, библейская отсылка, если она там есть, тоже по-своему интересна.
Двенадцатилетний Зейн уходит из дома, где родители не слишком обременяют себя заботой о детях, и устремляется в более-менее одиночное плавание по волнам ближневосточной жизни. За это недолгое плавание он успевает нахлебаться этой жизни вполне достаточно для того, чтобы, уже вернувшись в родительский дом и услышав страшную новость о своей любимой сестре, сорваться и схватиться за нож – да-да, в двенадцать лет. И загреметь в ту самую тюрьму.
Где, если мы принимаем на веру (а в Капернауме без этого никак) версию о библейской аллюзии в названии фильма, с ним, по одной из возможных интерпретаций, происходит чудо, прежде всего, обретения человеческого достоинства и осознания пусть не возможности другой жизни, но хотя бы того, что так, как раньше, продолжаться не может. На этом фильм, в принципе, заканчивается. Что будет с Зейном дальше, зрители могут только догадываться. Думаю, что можно пожелать ему исполнить не его заветную мечту и оказаться-таки в обетованной Швеции – забавная пертурбация сама по себе – где он, возможно, обретёт некоторое успокоение и сможет хоть ненадолго побыть обыкновенным ребёнком, который должен играть в игры и игрушки и не должен заботиться о своём пропитании.
Еле удерживаясь от того, чтобы удариться в политические высказывания, всё же посоветую посмотреть этот фильм, например, противникам иммиграции. Вряд ли он хоть в малейшей степени поколеблет их убеждения, просто для того, чтобы они лучше понимали, о чём они говорят. Хотя, конечно, это всего лишь произведение искусства и, быть может, даже чуть-чуть слишком дидактичное и именно в этом смысле просчитанное. Умелая политическая публицистика, если на то пошло. Но на то и умелая, что работает.



Комментариев нет:

Отправить комментарий