среда, 24 октября 2018 г.

Истории, которые мы так любим


(«Михкель», реж. Ари Алесандер Магнуссон, Исландия-Норвегия-Эстония, 100 мин.)

П.И.Филимонов

Несколько лет назад мы с друзьями шутили о том, что хотим написать книгу. Книга должна была называться «Истории, которые мы так любим» и состоять из нескольких десятков историй, основанных на реальных событиях, произошедших лично с нами или с нашими знакомыми и после послуживших пищей для пересказывания друг другу. Было время, когда мы очень любили рассказывать друг другу такие истории. Потом подостыли, развлечение это, как и всё на свете рано или поздно, утратило свою новизну. История должна была содержать в себе значительное вступление, какую-то интригу, и содержать неожиданную для слушателя развязку. При этом быть достаточно короткой и предваряться фразой «Хочешь, я расскажу тебе историю из числа тех, которые мы так любим?»
Приведу пару примеров. Вот классический: «Мой приятель коллекционирует пробки от пивных бутылок. И вот я иду вчера по улице, и вижу - пробка впереди блестит. Я думаю, подойду, подниму, кажется, она иностранная, у него, может быть, такой нет, я ему подарю, он обрадуется. Подошёл, поднял, посмотрел, нет, не иностранная, обычный Алекок». Или вот ещё одна: «Лежу я на пляже и  загораю. А рядом стоит бутылка с водой, и прибой начинается. Я думаю, надо бы встать и передвинуть бутылку, а то прибоем унесёт. Но вставать было лень. Продолжил лежать. Унесло».



Всё это было несколько лет назад, но когда я смотрел исландско-эстонский фильм «Михкель», всё снова очень хорошо вспомнилось. Сценарная основа исландско-эстонского художественного фильма «Михкель» представляет собой примерно такую же историю из реальной жизни, никак не обработанную или, ну ладно, откуда я могу знать, возможно, обработанную, но никак не продолженную, никак не улучшенную, никак не закрученную. Просто основано на реальных событиях. Я как-то всё время думал, что «основано» - это значит именно что основано, что затем сценаристы и режиссёры берут эту основу, добавляют в неё характеров, психологии, возможно, каких-то поворотов сюжета, и получается у них на выходе крепко сколоченный криминальный фильм, в каковом жанре и пытался работать режиссёр фильма Ари Александер Магнуссон. Но зачем заморачиваться, история и в чистом виде довольно занимательна, казалось бы. Есть одно маленькое но. Она занимательна в качестве пятиминутного устно рассказанного курьёза. Взял эстонский чувак и поехал в Исландию перевозить в себе капсулы с наркотиками. А потом что-то пошло не так, и он не сумел эти капсулы из себя, простите, извлечь естественным путём. И умер от кишечной непроходимости.
И это я не спойлерю. Я только что сэкономил вам сто минут вашей жизни. Я рассказал вам весь сюжет фильма «Михкель». Весь целиком. Полностью. За исключением, может быть, маленьких флэшбеков в детство главных героев, которые в фильме, на самом деле, никакой полезной нагрузки не несут. Ну и не упомянул о возлюбленной Михкеля, красивой девушке в исполнении Майкен Шмидт, что делает эту красоту нисколько не удивительной. Девушка, впрочем, тоже, по сути, не нужна в фильме ни для чего. Функция её исключительно вспомогательная, она служит подпоркой для некоторых сюжетных не то что даже ходов, а как бы это выразиться, сцепок, чтобы герою было с кем разговаривать и было кому рассказывать о своих злоключениях.
Мы, когда рассказывали эти истории, хотя бы понимали всю их ценность для мирового разговорного жанра и не пытались драматизировать их диалогами или растягивать на сто минут. Ари Александер Магнуссон попытался. Имел право, конечно. Но в следующий раз, когда он предложит мне показать одну из тех историй, которые мы так любим, я не поведусь. Пусть рассказывает, как все нормальные пацаны, укладывается в сорок секунд и не тратит моё время. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий