четверг, 28 сентября 2017 г.

Чехургенев или Тургехов

Чехургенев, или Тургехов.
(«Дядя, похожий на меня», реж. Катрин Маймик, Андрес Маймик, Эстония, 110 мин.)

П.И.Филимонов

Новый эстонский фильм режиссёров Катрин и Андреса Маймиков «Дядя, похожий на меня», вопреки ожиданиям, не оказался комедией.  Ожидалось комедии, хотя никто не говорил, что будет смешно, потому что, в общем, этот семейный тандем, да плюс ещё и примкнувший к ним исполнитель одной из главных ролей Райн Толк прославились прежде всего фильмом «Яан Ууспыльд едет в Тарту», лучшим, на мой взгляд эстонским фильмом нового времени, пока не превзойдённом. После этого последовали чуть менее удачные «Кормораны», тоже кино комически-социальное. И вот новая работа группы единомышленников. Так что я не читал никаких предварительных аннотаций и табулой расою шёл на комедию. И нет, не комедия. Но я не жалею, фильм всё равно хороший, а Роман Баскин так вообще отхватит в следующем году за него наш местный Оскар – практически в этом не сомневаюсь. Баскин очень хорош, Баскин фееричен, и как раз он и вносит тот элемент гротеска и комичности в это в остальном пронизанной лёгкой и где-то даже грустной ироничностью повествование. То есть, даже, может быть всё-таки и комедия. Но не такая, что поржать. А такая, чтобы уголком рта улыбнуться, да призадуматься.


Личная жизнь музыкального критика Хуго даёт трещину. Он расстаётся с любимой женщиной и уезжает в приморские леса писать новую музыкально-критическую книгу. Предыдущая вроде бы имела успех, можно бы продолжить в том же духе. Но, понятное дело, он всё думает об оставившей его и оставленной им женщине, работа не очень клеится, а тут ещё внезапно в писательских лесах нарисовывается его выживающий из ума блудный папаша с утверждением о том, что жить ему осталось считанные месяцы, если не недели, и вот он, мол, приехал умереть подле отпрыска в надежде на достойные похороны.  
В общем, из этой завязки более-менее всё ясно. Дальше начинается история про тургеневское взаимное непонимание отцов и детей, переплетённая с почти чеховской историей о почти неосуществившейся любви, и до кучи дополненная классической абсурдистской коллизией вокруг пресловутого близкого умирания отца. Принципиально ничего нового режиссёры фильма нам не показывают, но то, что они показывают, выполнено настолько элегантно и правдоподобно, приправлено настолько точной игрой актёров (особенно восхищает, повторю, Роман Баскин в роли «умирающего» папаши), что смотрится на одном дыхании. И вызывает в организме некие размышления на затронутые авторами фильма темы. Что значит – быть хорошим отцом? Как современному мужчине под сорок избавиться от инфантилизма? Надо ли, с другой стороны, от него избавляться? Насколько генетически предопределено, что по достижении определённого возраста мы так или иначе становимся похожи на своих родителей в худших их проявлениях?  Смотрите – это получается, что наших любимых мужчин и женщин мы выбираем сами, друзей мы любим тоже за что-то, а вот что родителей, что детей обязаны любить какой-то непонятной безусловной любовью, только потому, что они нас породили или, в обратном случае, наоборот, являются нашим порождением. И куда мы, спрашивается, ушли от первобытного общества, с его инстинктами и зовом крови? Не очень, получается, далеко.

Фильм, возможно, и не копает так глубоко, но в том-то, значит, и состоит его достоинство, раз он способен в одном отдельно взятом зрителе докопаться вот аж до таких глубин. Суммируя – фильм хороший по обоим направлениям -  и с сюжетной точки зрения, интересно знать, чем всё закончится, и с точки зрения поразмышлять об определённом аспекте жизни, о животрепещущем, и, понятное дело, не имеющем однозначного решения вопросе, который подняли авторы. Ну и вообще, отечественный производитель, все дела.     


Комментариев нет:

Отправить комментарий