Благодарная эклектика
(«Призраки Исмаэля», реж. Арно Деплешен, Франция,
114 мин.)
П.И.Филимонов
Возможно, я сейчас разрушу всё представление читателей «Киноптикума» о
всезнающих авторитетных кинокритиках, но о существовании режиссёра Арно Деплешена
я до этого фильма не знал. Теперь узнал и, пожалуй, даже у меня начинает
вырабатываться желание посмотреть предыдущие опусы мастера. Не могу сказать,
что фильм «Призраки Исмаэля» произвёл на меня впечатление шедевра или какого-то
очень сильного открытия-откровения, но в целом, конечно, оставил позитивное послевкусие.
Прежде всего потому, что «Призраки Исмаэля» - резкое и какое-то тотально-невнятное
смешение жанров. Вроде бы внешняя канва сюжета – классическая мелодрама,
метания героя Матьё Амальрика между героинями Марийон Котийяр и Шарлотты
Генсбур – сама по себе проблема для любого мужчины скорее приятная, чем
неразрешимая. С любовью до гроба, с расставаниями и новыми встречами, с
соперничеством двух харизматичных женщин за одного харизматичного мужчину, всё
то, чем нас, как правило, радуют латиноамериканские сериалы. Но – то ли в силу
того, что главный герой фильма в исполнении Амальрика – режиссёр, и в задачу
Деплешена вдруг да и входило показать его сложный внутренний мир и тонкую
душевную организацию, то ли по причине того, что самому Деплешену было скучно
плескаться в строгих водах мелодраматических ограничений, но к этой
мелодраматической канве прицепляется ещё и комически-абсурдная составляющая.
Режиссёр в исполнении Амальрика снимает фильм о своём (несуществующем? –
привет Даниилу Хармсу, хотя вряд ли Деплешен имел это в виду) брате Иване
Дедале (а фамилия тестя героя Амальрика – Блум, так что привет Джойсу как раз в
виду явно имелся, хотя и непонятно, с какой стати, фильм никак ни сюжетно, ни
эстетически с Джойсом не связан), и это праздник какой-то. Его брат Иван Дедал –
дипломат, впоследствии – тайный агент французской разведки, который знает
какое-то невероятное количество языков, почему-то проходит дипломатическую
службу в Таджикистане, курит траву и употребляет более жёсткие наркотики,
ничуть не стесняясь своего руководства. Вся эта история с братом настолько
выбивается из мелодраматического течения главной сюжетной составляющей фильма,
что создаёт своеобразный джазовый даже какой-то контрапункт, от чего «Призраки
Исмаэля» только выигрывают. А довершает разнузданный эклектицизм фильма
феерически смешная история о том, как всё тот же герой Амальрика, впавший в
кризис и депрессию по поводу своих бесконечных любовных переживаний, срывается
и сбегает от съёмочной группы прямо посреди творческого процесса, и его
продюсер Зви едет в родной город Исмаэля (и Деплешена, как подсказывает нам
услужливая Википедия) Рубе с целью возвращения его к работе любыми путями. Не
буду здесь спойлерить, на мой взгляд, это самый сладкий эпизод фильма вообще. И
безотносительно, и своей полной неожиданностью с точки зрения всего предыдущего
хода событий, в частности. Это даже немножко напомнило мэш-ап, как будто ты
тихо-мирно и ни о чём не подозревая читаешь себе, допустим, ту же Джейн Остин,
как вдруг внезапно в текст «Гордости и предубеждения» врываются не зомбаки,
которых после Сета Грэма-Смита подсознательно теперь всегда ожидаешь, а
какие-нибудь двадцать лучших страниц Ильфа и Петрова или даже какого-нибудь ещё
более эксцентричного автора-юмориста.
И что это было в итоге, не до конца понятно. Учитывая Рубе, может быть, мы
посмотрели автобиографическую зарисовку из жизни Деплешена? Может быть,
примерно так всё на самом деле и происходит в его голове? В таком случае, да,
нужно смотреть произведения, вылезшие из этой головы ещё и ещё. Или это всё
получилось несознательно, и просто у режиссёра не получилось удержаться в
рамках жанра? В таком случае, мы имеем дело с волшебной силой искусства в
чистом виде. В любом из этих двух случаев, мы, зрители, остаёмся в выигрыше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий