воскресенье, 27 ноября 2016 г.

Средняя температура по палате
П.И.Филимонов

В фильме Павла Лунгина «Дама пик» есть вещи, которые радуют, есть вещи, которые оставляют равнодушным и есть вещи, которые раздражают. В силу их примерного баланса общее впечатление остаётся нейтральным, и ожидаемых восторгов по поводу этого опуса не возникает. Но, в силу всё того же баланса, какого-то яростного отторжения тоже не возникает. Я бы сказал, что фильм оставляет равнодушным, но и это не было бы полной правдой. Прошла уже почти неделя с тех пор, как я его посмотрел, а до публикации пройдёт ещё больше, а я всё ещё не могу определиться, мне фильм, скорее, понравился, или, скорее, наоборот. Что, в свою очередь, не говорит о нём ничего хорошего. Потому что удачное кино – оно воздействует сразу, в крайнем случае, в течение суток после и как-то плотно. Стало быть, всё-таки, нет?
Но обо всём по порядку. Радует что? Радует, в первую очередь, картинка. Я не знаю, как это объяснить, как аргументировать, но картинка «Дамы пик» – совсем не русская. И это огромный, гигантский плюс. Большинство современных российских фильмов можно легко отличить по изображению, даже не слыша языка и не имея представления о том, где и как это снято. Как-то вот сразу видишь – а, здравствуй, русская картинка. Дело не в операторах, я вполне себе верю, что операторы в России – профессиональные и качественные, чёрт его знает, в чём там дело, но это, честное слово, видно. Вот почти всегда. Здесь этого нет. Кадры красивые, примерно как у того же Альмодовара в «Хулиете», хоть бери каждый, выпиливай из общего видеоряда, да в раму вставляй. Ну, ладно, не каждый, всё-таки у Альмодовара такой красоты побольше. Но я и пристрастен.
Ещё радует исполнитель одной из ролей. Самой маленькой из возможных. Настолько маленькой, что я даже не нашёл информации о том, кто её исполняет. Роль того чувака, который играет с Германном в русскую рулетку. Если вы смотрели, вы меня поймёте. Если не смотрели, обязательно обратите внимание. Чувак за примерно две минуты экранного времени переигрывает всех остальных актёров фильма одной левой. Одним шмыганием носа, нервным затягиванием полувыкуренной сигареты и двумя фразами.



Ксения Раппопорт хороша как всегда. Но вот именно, как всегда. Не лучше, не шикарнее, не великолепнее. Как всегда. Актриса умеет не опускать раз взятую планку, и это безусловный бонус самой актрисы лично, но данному конкретному фильму это тоже ничего не даёт.
Потому что, насколько хорош неопознанный мной чувак, насколько стабильно профессиональна Раппопорт, настолько же отвратителен, неубедителен и беспомощен Иван Янковский в роли Германна. И это главный минус этого фильма. Я не знаю, что он играет, я не знаю, как он играет, я не знаю, чем он играет и какие приёмы использует, я не видел, наверное, больше ни одного фильма с участием этого актёра, но меня он не убедил совсем. Он истерит там, где истерить не надо, играет в загадочность там, где логика как раз, может быть, и требовала бы истерик, дёргает глазом и изображает безумного мачо. Без понту. Константином Сергеевичем хочется взвиться под шизы облакы (простите мне мой старорусской) и заорать оттуда во всё горло: «Не верю я тебе, Ваня. Дохлый какой-то Германн у тебя получился. Ходульный какой-то. Машинно-масловый».
Ну и плюс сценарий. Возможно, это новое в искусстве, но совместить «Пиковую даму» с «Пиковой дамой», чтобы на выходе получилась «Пиковая дама» - это надо постараться. Причём без всяких, по сути, вариаций, за исключением всё той же разве что русской рулетки во вьетнамском подвале. Как просаживал классический Германн всё нажитое непосильным трудом на третьей неправильной карте, так и просаживает. Казалось бы, алё, ты же знаешь, что герой, которого ты поёшь, ошибся, и выбирать нужно даму, вон и у Пушкина так же, и у Чайковского, ну что ж тебя жизнь-то ничему не учит? Нет. Он ставит на туза и пролетает. Перепись дегенератов, хочется повторить за одним знакомым чудную фразу, сказанную по другому поводу.

И вот, что мы имеем после сложения всех векторов в одну сложновыдуманную розу ветров? А имеем мы, дорогой читатель, среднюю температуру по палате. Ни горячо нам от неё, ни холодно, хотя рядом кто-то загибается от запредельного жара, а вон тот бедолага напротив постепенно покрывается инеем. Так что ждите проката и составляйте собственное мнение.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий