понедельник, 10 октября 2016 г.

Скомпилировать некомпилируемое

Скомпилировать некомпилируемое
П.И.Филимонов
(«Лицемеры», реж. Валло Тоомла, Эстония, 102 мин.)


После двух неудач эстонского кинематографа, подставивших подножку моему понятному желанию «всех посмотреть», на очередное творение местных мастеров я, честно говоря, шёл не без опаски. Да, провалы были разной степени громкости, про «Американское лето» вообще как-то молчат, «Разведчика и поэта» некоторые альтернативные Киноптикуму издания так даже и расхвалили. Для нас сути это не меняет, мы люди безыдейные и говорим то, что видим. А видим мы в случае с фильмом режиссёра Валло Тоомла «Лицемеры» (я бы перевёл, как «Притворщики», но кто я, в конце концов, такой, чтобы указывать этим людям) буквально следующее.
Начинается всё как социально-злободневная комедия нравов, сатира, если хотите. Не очень молодая парочка главгероев (Миртель Похтла и Прийт Выйгемаст) с разрешения своей отсутствующей, и так и не появившейся в фильме богатенькой подруги, вселяются в её загородный дом, чтобы провести там короткий отпуск. На дворе стоит август, погоды в наших краях в августе бывают известно какие, но героев это не останавливает. Они даже загорают и купаются, мужественно преодолевая накожные мурашки. Впрочем, это, скорее всего, тот случай, когда многие знания таят многие печали. Если не уметь по виду нашей природы определять, какая, приблизительно, стоит температура, то оно и не кажется таким экстремальным, быть может. Короче, у парочки всё плохо, отношения трещат по швам, с финансами тоже не безоблачно – иначе уж они бы не оставались в свой отпуск на территории нашей горячо любимой, но не самой, скажем, пухкусесыбралик страны. Затем, волею судеб, они пускают на виллу погостить ещё одну парочку (Мари Абель и Меэлис Ряммельд), у которых всё явно ещё хуже с деньгами, но, вроде бы, зато нормуль с отношениями. И наша первая пара, Анна и Юхан, не сговариваясь, но по инициативе Анны, которой ну очень хочется пожить жизнью людей, входящих в топ-500 издания Äripäev, начинают играть в странную игру. Хотя чего странного? Они просто не говорят своим гостям, что дом не их. Собственно, всё остальное те додумывают сами. Кто ещё может жить на такой шикарной вилле, как не её хозяева, уверенные прожигатели жизни? Подружиться с такими – счастливый случай, выпадающий не каждый раз. К чему они прямой дорогой и устремляются, стараясь выполнять все прихоти своих новоиспечённых богатых (как они думают) знакомых. На море? Значит, на море. Кататься на лодке? Хорошо, будем кататься на лодке. Продавать недвижимость? Вообще не проблема.



И какое-то время мы наблюдаем такую вот социальную сатиру не без смешных даже моментов, когда одни притворяются чиновниками особых поручений из Санкт-Петербурга, а другие им верят. Смысла в этой игре особого нет, нет и корысти, это просто способ провести время, развеяться, в отпуске ведь что надо делать? Веселиться надо в отпуске, вот они и веселятся, как могут. С упором на сексуальные аспекты своего положения хозяев жизни. Ну, с этим изначально у Анны и Юхана проблемы, так вот теперь они и лезут наружу. А как ещё?
Затем они перегибают палку, и всё меняется. Неожиданно в фильм Валло Тоомла врывается Михаэль Ханеке и его «Забавные игры». Гости открываются хозяевам и зрителям с новой, неожиданной стороны и какое-то время ощутимо пахнет триллером, Меэлис Ряммельд вспоминает классические кадры из «Сияния» и изображает Джека Николсона с топором, а Похтла и Выйгемаст изображают, что никогда этого фильма не видели.
Но наступает утро, Шехерезада прекращает дозволенные речи, и в фильме происходит третий поворот. Развязка всего этого киноколлажа довольно неожиданна, хотя не могу судить, насколько оригинальна. Возможно, и такое Тоомла подсмотрел где-нибудь ещё.
В любом случае, чего я придираюсь, получилась крепкая компиляция из разных жанров и отсылок к некоторым классическим фильмам мирового кинематографа. Не шедевр-шедевр, но на раз посмотреть вполне можно. Выправляется ситуация потихоньку, чо.



  

Комментариев нет:

Отправить комментарий