В 1916 году с улиц Петрограда исчезли красивые люди
(«Золотая перчатка», реж. Фатих Акин, Германия, 115 мин.)
П.И.Филимонов
Не в 1916 году, и не Петрограда, но общее впечатление от нового фильма Фатиха
Акина запросто можно описать этими строчками классика.
«Золотая перчатка» - экранизация романа Хайнца Штрунка, который, в свою
очередь, основан на реальных событиях. Это история реально существовавшего
гамбургского серийного убийцы Фрица Хонки. Для серийного убийцы, Хонка,
казалось бы, жидковат – всего четыре доказанные жертвы. Но он брал другим. Все
свои жертвы Хонка неизменно расчленял одной и той же ручной пилой. И, если в
случае с первой жертвой, ещё позаботился и вынес части тела на какой-то
пустырь, где их и нашли, то потом уже не заморачивался. Расчленённые тела
остальных жертв он прятал дома, в тайнике за стеной. Зловоние смущало соседей и
редких гостей Хонки, но не его самого. Да даже и те, кого оно смущало, просто
морщили нос и выговаривали самому Хонке за вонь в его квартире, но ничего
другого не предпринимали. В фильме есть примечательный момент на эту тему. Когда
семья греков, живущая этажом ниже Хонки, садится за семейный ужин, в тарелку
дочери семейства с потолка начинают просачиваться трупные черви. И ты такой вздыхаешь
и думаешь, что тут-то Хонке и конец. Но в следующей сцене ты узнаёшь, что останки
тел в квартире Хонки обнаружили случайно, благодаря произошедшему в этом доме
пожару. То есть, понимаете, что получается – даже трупные черви, валящиеся с
потолка в тарелку с супом, не вызывают у соседей желания как-то наконец озаботиться
тем, что происходит этажом выше.
И главное. Этот фильм – паноптикум уродцев. В прямом физическом смысле. В
фильме есть одна очень красивая второстепенная героиня – школьница, несбыточная
мечта Хонки, на которую он безнадёжно западает, но, к счастью, до которой не
успевает добраться. Есть несколько, скажем, нормальных героев – те же самые
греки или коллега Хонки по работе. И всё. Все остальные персонажи, такое
впечатление, вылезли из стоящих в питерской кунсткамере колб и вписались в
фильм Фатиха Акина. Реальный Хонка, конечно, тоже не был Аполлоном
Бельведерским, но подобранный на эту роль актёр Йонас Дасслер – сам по себе,
вроде бы, достаточно милый молодой человек – загримирован так, что вызывает,
знаете, такое завораживающее отвращение. Когда и противно тебе смотреть на эту
образину, и в то же время глаз отвести от неё не можешь.
Более того, Хонка убивал и расчленял своих женщин исключительно в состоянии
сильного алкогольного опьянения, а оно, как правило, большинство из нас не
красит. Уродливого Хонку оно делает ещё уродливее. Все его жертвы –
опустившиеся пожилые дамы, действующие или вышедшие в тираж проститутки, и эстетическое
удовольствие от их появления в кадре способны испытывать тоже только очень
утончённые любители. Друзья и собутыльники Хонки по кабаку «Золотая перчатка»,
который является точкой пересечения и отправным пунктом всех событий фильма – опять-таки все как один, мягко говоря, не участники конкурса красоты. Кажется, это
задумано Акином специально, и, кажется, это должно что-то значить. Не уверен,
что я это значение считал, но впечатление от этого остаётся тягостное, то есть,
наверное, такое, какое и должно быть от фильма о настоящем маньяке.
Может быть, именно это и было интенцией Акина. Показать маньяка не
романтической интересной личностью, как вот недавний Тед Банди в американском
фильме, а такого, какими они, вероятно, тоже бывают на самом деле. Отвратительным,
жалким, мерзким.
Это тошнотворный фильм. И именно поэтому его стоит смотреть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий