Наталья Сааль
История кинематографа знает более полусотни фильмов, посвященных жизни Иисуса
Христа. Зритель видел его юным и зрелым, блондином и брюнетом, кротким и
пламенным, спокойным и напуганным. Поиски Христа продолжаются как в жизни, так и
на экране.
Самая грандиозная экранизация сказаний Нового Завета о жизни Христа «Иисус из
Назарета» (1977) поставлена гением «поэтического кино» Франко Дзеффирелли для
англо-итальянского телевидения по заказу Ватикана. Жизненный путь Иисуса Христа от
Рождества до Вознесения воссоздан до мельчайших подробностей. Роль Иисуса сыграл
Роберт Пауэлл – вдумчиво-сдержанный аскет с пронзительным взглядом.
В 1979 году режиссер Джон Хейман решил создать фильм, основой сценария которого
будут слова из Евангелия от Луки. После кастинга из тысяч актеров на главную роль в
фильме «Иисус» был выбран британский актер Брайан Дикон. Хейман изначально
планировал чтобы каждый актер в фильме был уроженцем Израиля, но не смог найти там
актера, который обладал бы необходимым сочетанием качеств для роли Христа.
«В итоге мы выбрали Брайана, потому что он так просто и безо всяких ухищрений
изобразил Человека, которого Лука описал в своем Евангелии», – объяснил Хейман.
Во время подготовки к съемкам Дикон прочел библейское повествование Луки более чем
в 20 различных переводах и запомнил наизусть большие отрывки. Его изображение
Христа было одобрено критиками и богословами всего мира.
Возможно, никакой другой актер, снявшийся в главной роли в каком-либо другом фильме,
не представал перед такой огромной аудиторией, перед столькими народами мира, как
Брайан Дикон.
Лента бунтаря и гомосексуалиста Пазолини больше напоминает документальное кино:
черно-белые кадры, скупая динамика, очень много очень разной музыки (в том числе
русские народные песни и креольские барабаны), а также точное, почти дословное
воспроизведение одного из Евангелий. Фильм так и называется «Евангелие от Матфея»
(1964). Юный чернобровый Иисус напоминает скорее фанатичного революционера, но
тем и убедителен.
По одной из версий, этой картиной Пазолини как бы замаливал грехи. И скорее всего,
получил отпущение: фильм одобрен высочайшими иерархами католической церкви, о чем
сообщают титры в самом начале картины.
В «Последнем искушении Христа» (1988) режиссер Мартин Скорсезе попытался
представить, как могла бы сложиться жизнь Иисуса, если бы он изменил предначертанное
и чудом спасся от распятия. Счастливый брак с Магдалиной, затем горькое вдовство,
новый брак с сестрами воскрешенного им Лазаря, тихий очаг, любовь и труд, веселые
разновозрастные дети, преданные женщины, обычный путь обычного человека...
Любопытно, что актер Уиллем Дэфо до роли Христа играл все больше типичных «плохих
парней». Тем более достоверным и живым получился в его исполнении Иисус.
Непонятно, за что священники ополчились на Скорсезе: в конце концов Иисус, уже
старый и при смерти, решает исполнить свое предназначение и принимает мучительную
казнь на кресте. Более смелым прорывом представляется необычная трактовка роли Иуды
Искариота, которую блестяще сыграл Харви Кейтель. Иуда в «Последнем искушении»
сильнее, мужественнее Христа и более последователен в своей верности новому учению.
Еще одна любопытная деталь: роль Пилата у Скорсезе сыграл поп-музыкант Дэвид Боуи.
Этот рискованный шаг позволил в небольшом эпизоде продемонстрировать огромный
актерский талант Боуи.
Фантастически популярный некогда мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» тоже стал
фильмом. Киноверсия легендарной рок-оперы композитора Эндрю-Ллойда Уэббера на
стихи Тима Райса, сделанная в форме спектакля, разыграна современными актерами на
фоне живописных ближневосточных пейзажей в 1973 году. Заглавную роль в проекте
сыграл Тед Нили – «Иисус» с самой ослепительной улыбкой в кино этого жанра.
Любопытна и фабула картины, и неожиданные приемы режиссера, и далекая от
ортодоксальной трактовка образа Спасителя, и выбор на роль Иуды чернокожего Карла
Андерсона.
В российском кинематографе образ Христа впервые зримо появился в картине Андрея
Тарковского «Страсти по Андрею» (1966). Сцены крестного хода и распятия происходят
зимой, а сама эта линия проходит как иллюстрация размышлений главного героя,
иконописца и монаха Андрея Рублева. Актер Игорь Донской не произносит в кадре ни
слова, его восшествие на Голгофу сопровождает лишь плач нескольких женщин.
В фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994) роль Христа сыграл исполнитель
одной из центральных ролей в «Страстях» Николай Бурляев. Эту многострадальную
картину мало кто видел. Но поверьте на слово: самый вдохновенный, кроткий,
незлобивый и всепокоряюще мудрый Иисус – именно Бурляев.
Что касается сериала «Мастер и Маргарита» (2005), где Христа сыграл Сергей Безруков,
то у режиссера Бортко булгаковский образ Иисуса получился, мягко говоря, спорным.
Хотя безусловно прекрасный штрих – мягкий печально-завораживающий «бархатный»
голос Безрукова и его обезоруживающе-спокойная манера речи.
Рабочий момент съемок фильма «Страсти Христовы» (2004). Режиссер Мел Гибсон с
исполнителем главной роли Джеймсом Кэвизелом.
История кинематографа знает более полусотни фильмов, посвященных жизни Иисуса
Христа. Зритель видел его юным и зрелым, блондином и брюнетом, кротким и
пламенным, спокойным и напуганным. Поиски Христа продолжаются как в жизни, так и
на экране.
Самая грандиозная экранизация сказаний Нового Завета о жизни Христа «Иисус из
Назарета» (1977) поставлена гением «поэтического кино» Франко Дзеффирелли для
англо-итальянского телевидения по заказу Ватикана. Жизненный путь Иисуса Христа от
Рождества до Вознесения воссоздан до мельчайших подробностей. Роль Иисуса сыграл
Роберт Пауэлл – вдумчиво-сдержанный аскет с пронзительным взглядом.
В 1979 году режиссер Джон Хейман решил создать фильм, основой сценария которого
будут слова из Евангелия от Луки. После кастинга из тысяч актеров на главную роль в
фильме «Иисус» был выбран британский актер Брайан Дикон. Хейман изначально
планировал чтобы каждый актер в фильме был уроженцем Израиля, но не смог найти там
актера, который обладал бы необходимым сочетанием качеств для роли Христа.
«В итоге мы выбрали Брайана, потому что он так просто и безо всяких ухищрений
изобразил Человека, которого Лука описал в своем Евангелии», – объяснил Хейман.
Во время подготовки к съемкам Дикон прочел библейское повествование Луки более чем
в 20 различных переводах и запомнил наизусть большие отрывки. Его изображение
Христа было одобрено критиками и богословами всего мира.
Возможно, никакой другой актер, снявшийся в главной роли в каком-либо другом фильме,
не представал перед такой огромной аудиторией, перед столькими народами мира, как
Брайан Дикон.
Лента бунтаря и гомосексуалиста Пазолини больше напоминает документальное кино:
черно-белые кадры, скупая динамика, очень много очень разной музыки (в том числе
русские народные песни и креольские барабаны), а также точное, почти дословное
воспроизведение одного из Евангелий. Фильм так и называется «Евангелие от Матфея»
(1964). Юный чернобровый Иисус напоминает скорее фанатичного революционера, но
тем и убедителен.
По одной из версий, этой картиной Пазолини как бы замаливал грехи. И скорее всего,
получил отпущение: фильм одобрен высочайшими иерархами католической церкви, о чем
сообщают титры в самом начале картины.
В «Последнем искушении Христа» (1988) режиссер Мартин Скорсезе попытался
представить, как могла бы сложиться жизнь Иисуса, если бы он изменил предначертанное
и чудом спасся от распятия. Счастливый брак с Магдалиной, затем горькое вдовство,
новый брак с сестрами воскрешенного им Лазаря, тихий очаг, любовь и труд, веселые
разновозрастные дети, преданные женщины, обычный путь обычного человека...
Любопытно, что актер Уиллем Дэфо до роли Христа играл все больше типичных «плохих
парней». Тем более достоверным и живым получился в его исполнении Иисус.
Непонятно, за что священники ополчились на Скорсезе: в конце концов Иисус, уже
старый и при смерти, решает исполнить свое предназначение и принимает мучительную
казнь на кресте. Более смелым прорывом представляется необычная трактовка роли Иуды
Искариота, которую блестяще сыграл Харви Кейтель. Иуда в «Последнем искушении»
сильнее, мужественнее Христа и более последователен в своей верности новому учению.
Еще одна любопытная деталь: роль Пилата у Скорсезе сыграл поп-музыкант Дэвид Боуи.
Этот рискованный шаг позволил в небольшом эпизоде продемонстрировать огромный
актерский талант Боуи.
Фантастически популярный некогда мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» тоже стал
фильмом. Киноверсия легендарной рок-оперы композитора Эндрю-Ллойда Уэббера на
стихи Тима Райса, сделанная в форме спектакля, разыграна современными актерами на
фоне живописных ближневосточных пейзажей в 1973 году. Заглавную роль в проекте
сыграл Тед Нили – «Иисус» с самой ослепительной улыбкой в кино этого жанра.
Любопытна и фабула картины, и неожиданные приемы режиссера, и далекая от
ортодоксальной трактовка образа Спасителя, и выбор на роль Иуды чернокожего Карла
Андерсона.
В российском кинематографе образ Христа впервые зримо появился в картине Андрея
Тарковского «Страсти по Андрею» (1966). Сцены крестного хода и распятия происходят
зимой, а сама эта линия проходит как иллюстрация размышлений главного героя,
иконописца и монаха Андрея Рублева. Актер Игорь Донской не произносит в кадре ни
слова, его восшествие на Голгофу сопровождает лишь плач нескольких женщин.
В фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994) роль Христа сыграл исполнитель
одной из центральных ролей в «Страстях» Николай Бурляев. Эту многострадальную
картину мало кто видел. Но поверьте на слово: самый вдохновенный, кроткий,
незлобивый и всепокоряюще мудрый Иисус – именно Бурляев.
Что касается сериала «Мастер и Маргарита» (2005), где Христа сыграл Сергей Безруков,
то у режиссера Бортко булгаковский образ Иисуса получился, мягко говоря, спорным.
Хотя безусловно прекрасный штрих – мягкий печально-завораживающий «бархатный»
голос Безрукова и его обезоруживающе-спокойная манера речи.
Рабочий момент съемок фильма «Страсти Христовы» (2004). Режиссер Мел Гибсон с
исполнителем главной роли Джеймсом Кэвизелом.