суббота, 30 апреля 2016 г.

Иисус Христос – суперзвезда

Наталья Сааль

История кинематографа знает более полусотни фильмов, посвященных жизни Иисуса

Христа. Зритель видел его юным и зрелым, блондином и брюнетом, кротким и

пламенным, спокойным и напуганным. Поиски Христа продолжаются как в жизни, так и

на экране.

Самая грандиозная экранизация сказаний Нового Завета о жизни Христа «Иисус из

Назарета» (1977) поставлена гением «поэтического кино» Франко Дзеффирелли для

англо-итальянского телевидения по заказу Ватикана. Жизненный путь Иисуса Христа от

Рождества до Вознесения воссоздан до мельчайших подробностей. Роль Иисуса сыграл

Роберт Пауэлл – вдумчиво-сдержанный аскет с пронзительным взглядом.

В 1979 году режиссер Джон Хейман решил создать фильм, основой сценария которого

будут слова из Евангелия от Луки. После кастинга из тысяч актеров на главную роль в

фильме «Иисус» был выбран британский актер Брайан Дикон. Хейман изначально

планировал чтобы каждый актер в фильме был уроженцем Израиля, но не смог найти там

актера, который обладал бы необходимым сочетанием качеств для роли Христа.

«В итоге мы выбрали Брайана, потому что он так просто и безо всяких ухищрений

изобразил Человека, которого Лука описал в своем Евангелии», – объяснил Хейман.

Во время подготовки к съемкам Дикон прочел библейское повествование Луки более чем

в 20 различных переводах и запомнил наизусть большие отрывки. Его изображение

Христа было одобрено критиками и богословами всего мира.

Возможно, никакой другой актер, снявшийся в главной роли в каком-либо другом фильме,

не представал перед такой огромной аудиторией, перед столькими народами мира, как

Брайан Дикон.

Лента бунтаря и гомосексуалиста Пазолини больше напоминает документальное кино:

черно-белые кадры, скупая динамика, очень много очень разной музыки (в том числе

русские народные песни и креольские барабаны), а также точное, почти дословное

воспроизведение одного из Евангелий. Фильм так и называется «Евангелие от Матфея»

(1964). Юный чернобровый Иисус напоминает скорее фанатичного революционера, но

тем и убедителен.



По одной из версий, этой картиной Пазолини как бы замаливал грехи. И скорее всего,

получил отпущение: фильм одобрен высочайшими иерархами католической церкви, о чем

сообщают титры в самом начале картины.

В «Последнем искушении Христа» (1988) режиссер Мартин Скорсезе попытался

представить, как могла бы сложиться жизнь Иисуса, если бы он изменил предначертанное

и чудом спасся от распятия. Счастливый брак с Магдалиной, затем горькое вдовство,

новый брак с сестрами воскрешенного им Лазаря, тихий очаг, любовь и труд, веселые

разновозрастные дети, преданные женщины, обычный путь обычного человека...

Любопытно, что актер Уиллем Дэфо до роли Христа играл все больше типичных «плохих

парней». Тем более достоверным и живым получился в его исполнении Иисус.

Непонятно, за что священники ополчились на Скорсезе: в конце концов Иисус, уже

старый и при смерти, решает исполнить свое предназначение и принимает мучительную

казнь на кресте. Более смелым прорывом представляется необычная трактовка роли Иуды

Искариота, которую блестяще сыграл Харви Кейтель. Иуда в «Последнем искушении»

сильнее, мужественнее Христа и более последователен в своей верности новому учению.

Еще одна любопытная деталь: роль Пилата у Скорсезе сыграл поп-музыкант Дэвид Боуи.

Этот рискованный шаг позволил в небольшом эпизоде продемонстрировать огромный

актерский талант Боуи.

Фантастически популярный некогда мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» тоже стал

фильмом. Киноверсия легендарной рок-оперы композитора Эндрю-Ллойда Уэббера на

стихи Тима Райса, сделанная в форме спектакля, разыграна современными актерами на

фоне живописных ближневосточных пейзажей в 1973 году. Заглавную роль в проекте

сыграл Тед Нили – «Иисус» с самой ослепительной улыбкой в кино этого жанра.

Любопытна и фабула картины, и неожиданные приемы режиссера, и далекая от

ортодоксальной трактовка образа Спасителя, и выбор на роль Иуды чернокожего Карла

Андерсона.

В российском кинематографе образ Христа впервые зримо появился в картине Андрея

Тарковского «Страсти по Андрею» (1966). Сцены крестного хода и распятия происходят

зимой, а сама эта линия проходит как иллюстрация размышлений главного героя,

иконописца и монаха Андрея Рублева. Актер Игорь Донской не произносит в кадре ни

слова, его восшествие на Голгофу сопровождает лишь плач нескольких женщин.

В фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994) роль Христа сыграл исполнитель

одной из центральных ролей в «Страстях» Николай Бурляев. Эту многострадальную

картину мало кто видел. Но поверьте на слово: самый вдохновенный, кроткий,

незлобивый и всепокоряюще мудрый Иисус – именно Бурляев.

Что касается сериала «Мастер и Маргарита» (2005), где Христа сыграл Сергей Безруков,

то у режиссера Бортко булгаковский образ Иисуса получился, мягко говоря, спорным.

Хотя безусловно прекрасный штрих – мягкий печально-завораживающий «бархатный»

голос Безрукова и его обезоруживающе-спокойная манера речи.




Рабочий момент съемок фильма «Страсти Христовы» (2004). Режиссер Мел Гибсон с

исполнителем главной роли Джеймсом Кэвизелом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий