Холодный нос
П.И.Филимонов
Как правильно однажды было подмечено, я действительно однажды решил, что
буду смотреть буквально все фильмы, которые снимаются в Эстонии. Во всяком
случае, полнометражные и художественные. Не знаю, отчего, но к короткометражкам
есть у меня какое-то предубеждение, а с документальными фильмами всё ещё
сложнее. Короче говоря, документальные фильмы отчего-то у меня в этот обет не
входят. Их я тоже иногда смотрю, с годами моя позиция в вопросе "фикшн против
нон-фикшена" несколько сгладилась, я совершенно согласен с высказанным кем-то из
режиссёров-документалистов мнением о том, что снять хороший документальный
фильм иной раз посложнее, чем приличный художественный, но тем не менее.
С момента принятия на себя этого монашеского обета я, кажется, ни разу от
него не отступил, хотя есть некое подозрение, но я его от себя гоню. Обет этот
принят мной не так давно и, в целом, я, наверное, пожалел о нём только один раз
– когда был вынужден (a promise is a promise, как говорилось в одной английской сказке
из учебника Headway Elementary) смотреть детское кино про Супилинн. Не
потому, что оно такое ужасное само по себе, просто как-то в зале чувствовал
себя не слишком удобно - одиноким сычом посреди всех этих мамаш с бесконечно
орущими чадами.
В общем же уровень эстонского кинематографа мне представляется довольно
высоким. Почти каждый новый выходящий фильм это подтверждает. Причём высоким в
европейском, скандинавском даже смысле. Ни одного фильма из тех, что выходили
за последние пару лет, с тех пор, как я принял этот постриг, не было такого, от
которого хотелось бы, например, плеваться. Или который бы хотелось развидеть.
Новый фильм режиссёра Трийн Руумет с чудовищно неуклюже переведённым
названием «Дни, что сбили с толку» исключением тоже не является. Это достаточно
интересная история про молодого человека из провинции, про начало его взрослой
жизни в девяностых, о поисках своего места в жизни и всём, что традиционно
связывается с этим – с учётом, опять-таки, времени действия. Секс, наркотики,
рок-н-ролл в стиле маленького эстонского провинциального городка. То есть, да,
секс, да наркотики в виде кокаина, вдыхаемого при помощи стокроновой бумажки,
которую затем нужно вернуть владельцу (один из самых смешных моментов фильма),
а вместо рок-н-ролла – песни групп «Caater», «2 Quick Start”, и что там тогда ещё было в моде в
провинции. Прошу заметить – я не в буквальном смысле. Я не претендую на настолько
хорошие познания эстонской музыкальной сцены и не утверждаю, что это именно
конкретно озвученные группы. Я про тенденцию, если что. Плюс организованная
преступность в виде стандартно-демонического Таави Ээльмаа в спортивном
костюме. Всё чуть-чуть слишком типично, чуть-чуть слишком утрированно,
чуть-чуть слишком клишированно. Тот же самый Ээльмаа играет практически точно
так же, как играл эпизодического невнятного бандита в «Рукли» Вейко Ыунпуу, не
сильно напрягаясь в поисках новых красок. Главного героя, запутавшегося
молодого человека (как выяснилось из аннотации, аж 27 лет от роду, а по фильму
и не скажешь) неплохо играет Хендрик Тоомпере Юниор Юниор. Вытягивает как
может, старается, не впадает, на мой взгляд, в гротеск, что фильм бы
существенно испортило, а остаётся на грани психологизма. Но психологизма с
эстонским оттенком, то есть, очень в данном случае оправданного. На большинство
вопросов его персонаж отвечает «Я не знаю», что, как показывает даже мой личный
опыт, очень типично для молодых эстонцев определённого возраста и образа жизни.
Только по-прежнему смущают 27 лет из аннотации. Подзадержался герой в тинэйджерах.
А может быть, это и была главная задумка фильма? Как его сбили с толку эти ужасно
переведённые дни, так он там, в сбитом с толку состоянии, и остался? Всё может
быть.
Во всяком случае, история крепкая, смотрится нескучно, единственное, в чём
можно этот фильм упрекнуть – он совершенно не оказывает никакого эмоционального
воздействия. Из зала выходишь с холодным, как это говорится, носом. Никого не
жалко, как пелось в одной песне, ничего надолго. Прогаживает молодой человек свою жизнь, да не один, а с группой единомышленников, а у тебя ну решительно
никаких социальных мыслей по этому поводу не возникает. Что вот, мол, какую
страну потеряли, или там про потерянное поколение что-нибудь, или про власти
эдакое едкое, зажигательно-ироничное. Неа. Ставишь галочку и идёшь домой. И
только Клаудиа Тийтсмаа, возможно, привидится тебе ближайшей ночью в
эротическом сне. Пожалуй, именно её и можно отнести к числу главных удач
фильма. Неплохого в целом фильма. Но и не хорошего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий