пятница, 24 февраля 2023 г.

Желание быть португальцем

 

Желание быть португальцем

(«Блуждающий огонь»/ Fogo-Fatuo”, реж. Жоао Педро Родригеш, Португалия, 67 мин.)

П.И.Филимонов

 

И не просто португальцем, а португальским пожарным. Главный герой этой короткой и очень ироничной зарисовки – наследный принц Португалии (мало ли, что там республика, в кино можно всё), который однажды заявляет родителям, что не хочет учиться, а хочет жениться. В смысле, не хочет править страной, а хочет быть пожарным, носить красивую форму и помогать людям.



Сказано – сделано. Принц идёт в пожарные, и находит там свою любовь – Афонсо, тоже пожарного, который сначала приставлен к нему в качестве ментора, а потом уже посвящает его в тайны плотских удовольствий. Все красивые, все танцуют и местами поют.

Собственно, это почти весь сюжет фильма целиком. Кроме самого начала и самого конца, где зрителя ждёт достаточно неожиданный твист.

Фильм, прежде всего, очень красив визуально. Пожарные прекрасны, гостьи на похоронах прекрасны, певец в часовне прекрасен, и поёт тоже неплохо. Можно ли называть это фильмом? Да, а почему нет. Кино, как показывает нам Родригеш, вовсе не обязательно должно идти три часа, как нас всех пытаются приучить самые разные режиссёры с начала этого года, можно уложииться и в час. За этот час Родригеш успевает сказать то, что он сказать собирался, и успевает показать это красиво.

К тому же не покидает ощущение, что всю эту историю, всё это безумие страстей и музыкальных вставных номеров Родригеш показывает нам с какой-то фигой в кармане, слегка над нами издеваясь. Вроде бы ничто в фильме напрямую на это не указывает, но общий несерьёзный тон считывается достаточно очевидно. И это тоже по-своему прекрасно, хотя, если принять его издевательства на веру, цель режиссёра не становится понятной. С другой стороны, как раз именно это кино показывает нам в том числе и то, что цель совсем не обязательно должна быть. Просто так. Всё в этом фильме более-менее просто так, от чего он, конечно, не становится хуже.

При всех своих странностях (а странно в «Блуждающем огне» примерно всё), это кино сейчас воспринимается как глоток нормальности, как показатель того, что та жизнь, которая была во всём мире ещё несколько лет назад, хоть где-то да продолжает длиться, под томные звуки фадо и восхитительные танцы пожарной команды. И это тоже радует, понятно, что по щелчку Таноса или кого бы то ни было эта нормальность к нам не вернётся, но пусть она будет хоть у кого-нибудь, хоть где-нибудь. Хотя герои фильма тоже смотрят по телевизору новости про какую-то большую эпидемию и правительственные кризисы, у них есть выход. По крайней мере, у некоторых из них. Можно уйти либо в лес разговаривать с деревьями, либо вот в пожарные. Там дадут красивую форму и красивый чернокожий Афонсо научит делать искусственное дыхание.

Так что если вдруг что, такая опция всегда есть. Бросаем всё и записываемся в пожарную команду.




Комментариев нет:

Отправить комментарий