Желание быть португальцем
(«Блуждающий огонь»/ “Fogo-Fatuo”, реж. Жоао Педро Родригеш, Португалия, 67 мин.)
П.И.Филимонов
И не просто португальцем, а португальским пожарным. Главный герой этой
короткой и очень ироничной зарисовки – наследный принц Португалии (мало ли, что
там республика, в кино можно всё), который однажды заявляет родителям, что не
хочет учиться, а хочет жениться. В смысле, не хочет править страной, а хочет
быть пожарным, носить красивую форму и помогать людям.
Сказано – сделано. Принц идёт в пожарные, и находит там свою любовь – Афонсо,
тоже пожарного, который сначала приставлен к нему в качестве ментора, а потом
уже посвящает его в тайны плотских удовольствий. Все красивые, все танцуют и местами
поют.
Собственно, это почти весь сюжет фильма целиком. Кроме самого начала и
самого конца, где зрителя ждёт достаточно неожиданный твист.
Фильм, прежде всего, очень красив визуально. Пожарные прекрасны, гостьи на
похоронах прекрасны, певец в часовне прекрасен, и поёт тоже неплохо. Можно ли
называть это фильмом? Да, а почему нет. Кино, как показывает нам Родригеш,
вовсе не обязательно должно идти три часа, как нас всех пытаются приучить самые
разные режиссёры с начала этого года, можно уложииться и в час. За этот час
Родригеш успевает сказать то, что он сказать собирался, и успевает показать это
красиво.
К тому же не покидает ощущение, что всю эту историю, всё это безумие
страстей и музыкальных вставных номеров Родригеш показывает нам с какой-то
фигой в кармане, слегка над нами издеваясь. Вроде бы ничто в фильме напрямую на
это не указывает, но общий несерьёзный тон считывается достаточно очевидно. И
это тоже по-своему прекрасно, хотя, если принять его издевательства на веру,
цель режиссёра не становится понятной. С другой стороны, как раз именно это
кино показывает нам в том числе и то, что цель совсем не обязательно должна
быть. Просто так. Всё в этом фильме более-менее просто так, от чего он,
конечно, не становится хуже.
При всех своих странностях (а странно в «Блуждающем огне» примерно всё),
это кино сейчас воспринимается как глоток нормальности, как показатель того,
что та жизнь, которая была во всём мире ещё несколько лет назад, хоть где-то
да продолжает длиться, под томные звуки фадо и восхитительные танцы пожарной
команды. И это тоже радует, понятно, что по щелчку Таноса или кого бы то ни
было эта нормальность к нам не вернётся, но пусть она будет хоть у кого-нибудь,
хоть где-нибудь. Хотя герои фильма тоже смотрят по телевизору новости про
какую-то большую эпидемию и правительственные кризисы, у них есть выход. По крайней
мере, у некоторых из них. Можно уйти либо в лес разговаривать с деревьями, либо
вот в пожарные. Там дадут красивую форму и красивый чернокожий Афонсо научит
делать искусственное дыхание.
Так что если вдруг что, такая опция всегда есть. Бросаем всё и записываемся
в пожарную команду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий