Невыносимая тяжесть
(«Кит»/“The Whale“, реж. Даррен Аронофски, США, 117 мин.)
П.И.Филимонов
Фильмы, которые эмоционально отзываются у большинства зрителей – это, как
правило, фильмы про отношения. Ну потому что муки творчества, например, или
экзистенциальные кризисы испытывали не все, не говоря уже о сопереживании
каким-либо историческим событиям или геополитическим, прости господи,
катастрофам, а проблемы в отношениях хотя бы раз в жизни бывали у каждого.
Похожая штука и с актёрской игрой. Мало кто из нас может понимать тонкие
психологические нюансы, благодаря которым, например, профессионалы видят,
хорошо или плохо сыграл тот или иной актёр. Но зато если, например, Кристиан
Бэйл ради роли поправился килограммов на двадцать или, наоборот, похудел, или
там волосы сбрил, или там встуgил в половую связь с мужчиной, с животным или с деревом –
мы все восторгаемся и громогласно заявляем, какой профессиональный актёрский
подвиг он совершил.
Так что «Кит» Даррена Аронофски должен очень многим понравиться. Это камерная
драма про отношения, а исполняющий главную роль Брэендан Фрейзер (здесь можно
рискнуть предсказать ему «Оскар» за лучшую мужскую роль) играет человека
чудовищного веса, больше двухсот килограмм (а может, и больше, его точный вес в
фильме не раскрывается, да и не важно это), выглядящего крайне неприглядно и
тем самым прямо-таки выдавливающего из зрителя сочувствие.
Чарли (пресонаж Фрэйзера) – профессор литературы со сложной и драматической
(а вы как думали) судьбой. В своё время он ушёл из семьи к мужчине, потом этот
мужчина совершил самоубийство на религиозной почве – сложно быть геем и
прихожанином сектантского типа церкви одновременно, особенно, если высшим
духовным лицом этой церкви является твой отец – и вот после этого-то Чарли и впал в
бесконтрольное обжорство.
Сейчас, когда из-за его веса у него неизбежно начинаются проблемы с
сердцем, лёгкими и прочими органами, он, чувствуя, что осталось ему не так
долго, решает воссоединиться со своей единственной дочерью и как-то успеть
наобщаться с ней до той поры, когда это больше не представится возможным. Ему,
скорее всего, приходит в голову, что дочь не обязательно будет очень рада
объявившемуся – да ещё и таком виде – папаше, но он либо заставляет себя преодолеть
это обстоятельство, либо надеется на лучшее.
Дочь принимает приглашение отца, но особенной любовью и родственными чувствами
она к Чарли не горит. И в какой-то момент становится понятно, что «Кит» - это
фильм о человеке, который потерял ощущение нужности другим людям, который
искренне считает, что любить его некому и не за что, что уродливая полнота
Чарли – всего лишь метафора, взгляд на людей, становящихся изгоями поневоле
даже в собственных семьях. И не очень даже важно, по собственной вине (как
становится понятно из разговоров Чарли с дочерью, ещё когда он был с её матерью
вместе, особенно примерным мужем и отцом его считать всё равно было нельзя),
или в силу сложившихся обстоятельств.
Гуманистическая мораль «Кита» считываается легко, может быть, даже
чуть-чуть слишком легко, Аронофски чуть-чуть слишком умело давит на понятные
каналы жалости, но даже не смотря на всё это, фильм всё равно оставляет, скорее,
светлое впечатление – после него особенно хочется думать, что так или иначе
каждый из нас, каким бы противным и неприятным типом он бы ни был, заслуживает
немного любви и сострадания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий