Каждый из нас
(«Треугольник печали»/ „Triangle
of Sadness“, реж. Рубен
Эстлунд, Швеция-Франция-Великобритания-Германия-Турция-Греция, 147 мин.)
П.И.Филимонов
Уже можно с уверенностью утверждать, что Рубен Эстлунд – новая, и
безусловно яркая жемчужина так много давшего миру скандинавского кинематографа.
Если после «Квадрата» сомнения могли оставаться, то, как мне кажется, после
«Треугольника печали» они развеялись, как лёгкий аромат туалетной воды Ombre Leather от Тома Форда.
Рубену Эстлунду удалось снять какой-то такой фильм, который
охватывает весь мир, в котором есть место всем и каждому из нас, даже если мы
не хотим это признавать. Это сатира, но, в отличие от многих образцов той
классической сатиры, которую мы все читали-смотрели, она не просто бичует,
скажем так, несуразности современного общества и человека, но и по-настоящему
высмеивает их. Местами очень жёстко, но и очень смешно.
Фильм состоит из пролога (в котором мы, собственно, узнаём, что такое
«треугольник печали», и догадаться об этом, не будучи в материале, совершенно
невозможно), и трёх частей, каждая из которых выносит на поверхность
эстлундского глумления всё больший срез общества. Часть первая рассказывает об
отношениях современной обложечной пары, где оба работают моделями, но дело не в
этом. С миром модельного бизнеса Эстлунд более-менее разбирается за 10 минут
пролога, скучно было бы тратить даже одну часть на эту частность, извините.
Молодые люди – очень современная пара, стремящаяся уйти от гендерных
стереотипов, причём, в особенности стремится от них уйти как раз молодой
человек, по той простой причине, что молодые люди в модельном бизнесе
зарабатывают меньше девушек. Так что нужно быть равноправными, пополам
оплачивать счета и так далее.
Во второй части нам показывают приключения всё той же пары и кучи других
людей в дорогущем круизе на шикарном океанском лайнере. Так как в такие круизы
попадают (за редким исключением наших персонажей) только очень обеспеченые
люди, эту часть можно назвать сатирой на высшие классы, на те образцы
состоявшихся людей, к которым многие из нас так стремятся. Ничего, понятно,
хорошего Эстлунд о них тоже не думает. Особенно показательна сцена с важным
элементом каждого круиза, так называемым «Капитанским ужином», во время
которого разражается страшная качка, и почти всех пассажиров круиза, ровно по
Хармсу, начинает тошнить.
Наконец, в части третьей некоторых выживших пассажиров выбрасывает на,
казалось бы, необитаемый остров. Никто из выброшенных представителей высших классов
общества, понятное дело, не умеет ничего делать руками, не имеет никаких
навыков для выживания, и сгинули бы они все скопом, если бы чисто случайно на
том же острове не оказалось уборщицы туалетов с их затонувшего лайнера,
немолодой филиппинской (вроде бы) женщины, которая этими навыками обладает. И
тут иерархия маленького общества меняется довольно резко, происходит маленькая
бескровная революция, и один мужик начинает прокармливать даже не двух, а с
десяток генералов. И мужик, к которому, можно было бы подумать, по контрасту, Эстлунд должен испытывать симпатию, тоже оказывается крайне неприятным типом –
быстро осознаёт свою полную над генералами власть, некоторым образом этой
властью упивается, и терять её, возвращаясь к статусу-кво, совсем не намерен.
Каждый из нас, уверен, найдёт себя в одной из трёх частей этого очень
своевременного фильма, а то, глядишь, и во всех трёх. И это хорошо, потому что
смотреть на себя со стороны – полезно.