Тарковский и пароход
(«Песни для лисицы»/”Dainos lapei”, реж.
Кристионас Вильджюнас, Литва-Латвия-Эстония, 126 мин.)
П.И. Филимонов
При просмотре этого фильма важно помнить одну вещь. Литва дала миру
Донатаса Баниониса, который, в числе прочего, снялся в «Солярисе».
С этим знанием пускаемся в путь. Музыкант Дайнюс теряет то ли жену, то ли
просто возлюбленную. Она умирает при невыясняемых в фильме обстоятельствах, и,
взяв с собой урну с её прахом, Дайнюс приезжает в её студию, что расположена
где-то в лесах посреди Литвы. Покойная девушка Юстина была художником и
немножко архитектором, дизайн студии спроектировала сама. Значит, смотрите:
студия её представляет из себя такой круглый модернистсткий дом, очень похожий
на летающую тарелку или вот ещё на космическую станцию.
И там Дайнюс собирается горевать. Работать он, вроде бы, не особенно в
состоянии, слишком любил покойную, хотя работу ему как раз предлагают. Однако,
подумав, он всё-таки соглашается – видимо, ищет в работе забвения.
Тут внимание. Его покойная возлбленная Юстина начинает ему сниться, он
начинает с ней разговаривать, она даёт ему советы, разница между сном и явью
постепенно стирается. Она, такое ощущение, как будто материализуется из сна. И
к концу фильма видеть её и общаться с ней начинает не только Дайнюс, но и его
друзья, как раз приехавшие к нему туда убедить его не бросать музыку и при
случае вместе поработать. Примерно вот в этом моменте ты снова осознаёшь, что Литва дала миру Донатаса Баниониса, который, среди прочего, снимался в
«Солярисе».
А в начале «Песен для лисицы» Дайнюс очень долго идёт через леса, овраги и
прочее к этому дому, не говоря ни слова (первые слова в фильме звучат минуте на
тридцатой). И не хватает ему только свечи в руках. Но потом он устанавливает в
память о Юстине – ещё пока не являющейся – какую-то памятную для них обоих
безделушку в разбитое окно, стоящее отдельно от прочих строений, и режиссёр
фиксирует этот кадр длинным планом.
Я мало что знаю про кинематограф современной Литвы. Зато я знаю, что многие
эстонские деятели кино моего возраста, да и более младших поколений, до сих пор едва
ли не эталоном кинематографа всех времён и народов считают фильмы Андрея
Тарковского. И вот по этому конкретному фильму кажется, что в Литве дела
похожие.
Теперь важное. Хотя я лично не считаю Тарковского эталоном режиссуры всех
времён и народов, я в то же время и не предлагаю сбрасывать его с парохода
современности. Я только призываю немного окститься и отойти от столь явного
эпигонства. Я нагуглил, что Кристионас Вальджюнас – человек не такой уж и
молодой, старше меня, но всё равно, есть вероятность, что ему не сказали, что
после Тарковского были в мире ещё режиссёры, что режиссёрская мысль не
остановилась со смертью создателя «Зеркала» и «Жертвоприношения». Наконец, что
фильмы Тарковского в восьмидесятых – это одно, а фильмы Тарковского в двадцатых
– это, ну, немножко другое.
Конечно, оно всё разбавлено той музыкой, которую, по сценарию, делает
Дайнюс, и странными танцами местного болотного населения в звериных шкурах и
латексе, но всё же – эффект ложной глубокомысленности и немножко натужного
эпигонства присутствует. Поправьте меня, если я ошибаюсь и увидел то, чего
нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий