Тысяча и одна
(«Три тысячи лет желаний»/“Three Thousand Years Of Longing“, реж.
Джордж Миллер, Австралия-США, 108 мин.)
П.И.Филимонов
Любой фильм на ближневосточные мотивы неизбежно навевает ассоциации со
сказками «Тысячи и одной ночи». Любой фильм, в числе главных персонажей которого
встречается джинн – тем более. Любой фильм, в числе главных персонажей которого
встречается нарратолог, то есть, специалист по рассказыванию историй – ещё более
того. Любой фильм, по сюжету которого джинн рассказывает нарратологу истории,
делает эту ассоциацию невыносимой.
Но невыносимой – не значит неприятной. Ближневосточная цивилизация стояла
на этом, как мне кажется, ещё до внедрения в неё ислама, и продолжает стоять на
этом до сих пор. Это цивилизация историй, цивилизация сказок. Сказок самого
разного толка, задача режиссёра сводится только к тому, чтобы сделать выборку,
определить, о каких именно сказках мы будем говорить уже в конкретном
произведении.
И Джордж Миллер выбирает любовь в её разных видах. Как чувственный её
вариант, когда двое бессмертных из рода джиннов не могут оторваться друг от
друга в телесном смысле, или когда смертная женщина становится сексуальным
наваждением для джинна, так и интеллектуальный вариант, когда любят не столько
тело партнёра, сколько его ум, душу, внутренний мир, называйте, как хотите.
Ещё одно важное отличие восточных сказок от традиционных европейских – они не
всегда хорошо заканчиваются, не всегда там живут долго и счастливо и умирают в
один день. Там вообще не всегда умирают, что, с одной стороны, хорошо, а, с
другой, со счастьем там тоже перебои. Тем более, если бы все в мире сказки о
любви были бы со счастливым концом, на них очень скоро упал бы спрос.
Фильм Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний» немного переворачивает
традиционную канву «Тысячи и одной ночи»: и ночей там меньше, и казнить никого
не пытаются, и истории рассказывает джинн (Идрис Эльба) женщине-нарратологу
(прекрасная, как всегда, и, как всегда, сказочно-неземная Тильда Суинтон). Но
сути дела это почти не меняет – режиссёр погружает нас в красивую сказку о
разных видах любви и о том, что все они – всё равно любовь.
В фильме почти нет зла, что тоже необычно для фильма-сказки. Герои не сражаются
с какими-нибудь силами потустороннего мира, не преодолевают чары злых
волшебников, хотя некоторое их количество в фильме и встречается. Но злые они
не по определению, а просто в силу некоторых обстоятельств, из-за ревности,
нежелании помех в процессе любви или ещё по какой-либо подобной же причине.
И сказка эта – философская. То желание, которое всё-таки загадывает героиня
Тильды Суинтон Алитея, можно интерпретировать в очень сложную философскую
проблему, что она, собственно, в какой-то момент сама и делает. Если джинн
вынужден подчиняться трём желаниям своего освободителя, и одним из этих желаний
является «полюби меня», можно ли в этом случае говорить о любви? Любовь, по
Алитее, предполагает свободу воли, а выполняющий желание джинн именно в момент
его исполнения свободы воли лишён.
Красивая сказка, которая ещё и заставляет нас задуматься об очень неожиданных вещах. Джорджу Миллеру погружение в мир Востока, без сомнений, удалось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий