Команда лично моей молодости
(«Калев»/“Kalev“, реж. Ове Мустинг, Эстония, 100 мин.)
П.И.Филимонов
В 1991 году мне было шестнадцать лет. У меня была своя комната, и в комнате
был маленький красный телевизор «Электрон», мы были довольно зажиточной семьёй.
И каждые две недели, кажется, что по вторникам, но это неточно, я могу и путать
дни, эстонское телевидение показывало домашнюю игру баскетбольного «Калева» в последнем
чемпионате распадающейся империи. На гостевые денег не хватало. То есть, оно показывало их и раньше, и в
несколько предыдущих сезонов тоже, и я смотрел, но в фильме Ове Мустинга речь
идёт о последнем, и самом с исторической точки зрения важном сезоне – потому
что «Калев» его выиграл.
Я не помню, почему я начал смотреть баскетбол, кажется, даже с сознательной
целью подтянуть свой эстонский, в результате чего в моей речи, возможно, и до
сих пор ещё проскальзывают клише тогдашних легендарных комментаторов. Мне
кажется, что баскетбол чаще всего комментировал Лембиту Куузе, но я,
опять-таки, могу ошибаться.
Зато сочетания вроде «Андрус Нагель», «Маргус Метстак», «Иво Саксакульм» и, уж конечно, «Айвар Куусмаа» я помню отчётливо. Пожалуй, ни за одну другую
эстонскую команду я никогда не болел, как за тот «Калев». И да, говорили, что
«Калев» выиграл тот чемпионат потому, что снялся «Жальгирис» (что вполне может
быть правдой, но сослагательного наклонения даже спортивная история не знает),
что победа была сомнительная и тупиковая – выиграли последний чемпионат
несуществующей больше страны и, кажется, ни в какие еврокубки даже не попали,
всё это неважно. Это просто был турнир, в котором мы оказались сильнее всех. И
я, у своего телевизора «Электрон», чувствовал к этому причастность, благодаря
которой, я, возможно (если не вру сейчас от большого пафоса) впервые тогда в
полной мере ощутил отдельность Эстонии как страны.
Теперь Ове Мустинг снял про этот сезон фильм. И я почитал, что критики
пишут о том, что в фильме этом есть фактические неточности, и что баскетбол
показан там неправильно с точки зрения профессионалов, и сам вижу, что
исполнители главных ролей не слишком похожи на своих персонажей – хотя в конце
фильма на исторических фотографиях видно, что Куусмаа в том году не был тем
пухляшом, каким я его почему-то помню! Русских Караваева и Бабенко вообще
играют латыши, и без акцента говорить по-русски у них не очень получается. А
Тийт Сокк, который, кажется, за весь фильм не сказал ни одного слова, похож на
переодевшегося в баскетбольную форму Бората Сагдиева.
Всё это мелочи, как мне кажется. Важно три вещи. Во-первых, ещё одним
жанром в эстонском кинематографе стало больше – тепеь мы имеем в своём активе и
классическую спортивную драму. Притом, к чести создателей, даже не самую
показательно-каноническую. Один из двух героев, с точки зрения которых как бы
ведётся повествование, глухой запасной того года Герт Кулламяэ в классической
драме непременно вышел бы на площадку и принёс своей команде решающее очко. И
в-третьих, эмоции. Я скажу, что эмоции, которые я испытал при просмотре
«Калева» сопоставимы с эмоциями, которые я в своё время испытал при победах
настоящего «Калева» в режиме реального времени. А значит, Ове Мустинг молодец –
потому что именно это, и ничто другое, и требуется от спортивной драмы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий