вторник, 10 мая 2022 г.

Потому что гордая была

 

Потому что гордая была

(«Хелене» - “Helene, реж. Антти Йокинен, Финляндия, 122 мин.)

П.И.Филимонов

Смотреть биографические фильмы, конечно, проще тогда, когда ты ничего не знаешь про жизнь человека, которому они посвящены. Потому что тогда ты можешь безоговорочно довериться режиссёру, в сто сорок третий раз забыть про всевозможные авторские допущения, передёргивания и натягивание красивого, но придуманного факта на скучную основу реальности.



Именно так как раз и происходит с фильмом финского режиссёра Антти Йокинена про финскую же художницу шведского происхождения Хелене Шерфбек. Как человек, в котором ещё не окончательно умерло любопытство, после просмотра я загуглил женщину и обнаружил, что это довольна важная для финской живописи фигура (в противном случае, вероятно, кино бы и не снимали), что она вовсе не снискала славы на феминистском поприще, как могло бы показаться из фильма, но да, была сильной женщиной, хотя любят её финны всё-таки не за это. На самом деле любят и помнят её в основном просто за творчество, вот такой вот банальный и недраматичный поворот. За то, что за свою длительную карьеру Шерфбек сменила аж три творческих манеры, успешно поработав в каждой из них. За то, что отдельные её полотна побили рекорды стоимости для финской живописи на современных аукционах.

Ничего этого из фильма мы не узнаём. Но наверное, это и не нужно. Биографические фильмы обычно строятся на каком-нибудь конкретном интересном для авторов эпизоде из жизни протагониста, на какой-нибудь истории, которая вызывает любопытство не только у поклонников творчества этого человека, но и более широкой публики. Авторы фильма «Хелене» сочли таким фактом любовную историю не слишком, по их представлениям, внешне привлекательной художницы. История такая, как можно вывести из фильма, была у неё одна-единственная, то есть, она нашла свою любовь на всю жизнь, в чём ей можно только позавидовать.

Но, как говорится, есть один нюанс. Влюбляется она в писателя и художника-любителя Эйнара Ройтера. И он такой вроде бы отвечает ей взаимностью, у них даже происходит романтический выезд на природу – а потом - раз, и не отвечает. Потом он встречает другую девушку, значительно более привлекательную внешне, на которой и собирается жениться. О чём он благородно сообщает Хелене. И у Хелене случается нервный срыв.

Но фильм не про то, что все мужики – козлы, хотя, может быть, самую малость и про это. Это, скорее, такой перевёртыш довольно известной истории про некрасивого, но талантливого творца и легкомысленную, но очень привлекательную внешне поклонницу. И о том, как он остаётся верен не ей, но своим воспоминаниям, чуть ли не до конца жизни, и о том, как потом эта, пользуясь классическим определением, попрыгунья прозревает, кто же на самом деле был всё это время ей другом и тайным ангелом-хранителем, но уже поздно. И на его смертном одре она роняет горькую-горькую слезу потери. Потому что  - что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Здесь обошлось без одра, но история грустно архетипичная. И то, что примерно в середине фильма замечаешь, что Хелене характерно и мило хромает, только добавляет ей сравнения с уже косвенно упоминавшейся героиней одного старого советского фильма, которая любила, да не вышла замуж. А художница ли, доярка ли (или кто там она была, лень смотреть), как пел Пётр Мамонов, «кому какое дело, кто поэт, а кто неизвестно кто».




Комментариев нет:

Отправить комментарий