понедельник, 5 марта 2018 г.

Золушка и большой определитель грибов



Золушка и большой определитель грибов
(«Призрачная нить», реж. Пол Томас Андерсон, США, 131 мин.)

П.И.Филимонов

Отгремела очередная церемония вручения «Оскара», всем всё роздано и посчитано, и можно снова спокойно говорить о художественной, философской или эстетической составляющей кино, ещё на время – до Каннского фестиваля, к примеру - отбросив спортивный момент. И вот на примере нового фильма Пола Томаса Андерсона мне бы хотелось обсудить с вами – благо время года соответствующее, соки организмов начинают просыпаться и так далее – странности любви. Потому что в этом фильме можно увидеть многое, помимо как всегда отменной игры Дэниэла Дэя Льюиса, история эта может развернуться перед зрителями с очень разных ракурсов. Можно увидеть в ней биографическую ленту о неизвестном нам, но, по всей видимости, известном историкам моды кутюрье – или тогда это так ещё не называлось? Можно увидеть и некоторую сатиру на общество консьюмеризма, единственной заботой которого является приобретение новых вещей, их бесконечное улучшение и щеголяние ими перед другими аналогичными членами общества. Под разными углами можно рассматривать этот фильм, я же почему-то рассмотрел его вот под этим одним.



Это очень странная история любви. Особенно что касается отношения её к нему. С ним всё более-менее понятно, чувство собственника, желание сделать красивую вещь своей и настигающее потом успокоение с тем, чтобы снова с головой уйти в работу, которая для него, несмотря ни на что, важнее всего на свете. И вот она, попавшая в каком-то смысле в волшебную сказку, подобной которой она и представить себе не могла, оказывается в ситуации Золушки, побывавшей принцессой на одну ночь, вышедшей-таки замуж за своего долгожданного принца, но выяснившей, что принц тоже такой же как она. Принц тоже бывает принцем только на одну ночь в году, в остальное время он превращается в ничуть не менее безразличное к судьбам ближних существо, чем известная нам мачеха, например. Ему не до Золушки, ему надо вершить государственные дела – то есть, в данном случае, работать – пошивать платья для бесчисленных придворных клиентов.
И что делает наша наивная и не видевшая видов Золушка? Наша Золушка покупает «Большой определитель грибов» и идёт в лес. Ну, условно, конечно же. Может быть, не покупает, может быть, он изначально лежал у принца на полочке. Может быть, не большой, а малый. Не суть. Словом, она его внимательно изучает и находит сначала там, а потом в лесу – или наоборот, снова не суть – гриб, который, будучи измельчённым в мелкий порошок и подсыпанным к какому-нибудь изысканному королевскому яству, принца не убьёт, но крылышки подрежет. В том смысле, что будет принцу хреново ужас как, будет принц лежать пластом на протяжении нескольких дней, заниматься государственными делами он не сможет, а значит, будет проводить всё время только с ней, с Золушкой.
Короче, героиня Вики Крипс натурально травит своего любимого человека. Притом в её любви к нему сомневаться не приходится, это один из главных постулатов, на которых кино вообще держится. Выхаживает, переживает этот период золотого времени. После чего всё начинается по-старому. Принц опять работает, а Золушка опять перебирает на кухне просо. И когда она понимает, что снова нужно что-то делать, иначе принца она потеряет или засыплется просом по самое не могу, она не ищет разнообразных путей. Берёт побольше грибов и фигачит с ними омлет. И во второй раз, как кажется, принц уже вполне в курсе, что сейчас с ним будет происходить. Но, как настоящий принц, он принимает неизбежное и с поистине королевской обречённой улыбкой съедает омлет подчистую.
Така любовь. В общем, при всём, казалось бы, малом разнообразии вариантов, странные истории любви человечество готово выдумывать снова и снова. Нет предела этим сюжетам. Лично для меня ценность «Призрачной нити» именно в этом – мне показали ещё один вариант того, как это может быть. странно, на грани, почти запредельно, но понятно по-человечески. Травит, значит любит, чо уж. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий