Клуб кинопутешественников и киноисториков
П.И.Филимонов
(«Оскорбление», реж. Зиад Дуэри,
Ливан-Франция, 113 мин.)
Помимо эстетической и развлекательной, как вот например становится ясно из
фильма ливанского режиссёра Зиада Дуэри, кино периодически выполняет и
просветительскую функцию. Все мы любим, к примеру, путешествовать, погружаться –
туристической галдящей стайкой, как неприхотливые авторы Киноптикума, или
гордыми независимыми аутентичными исследователями быта, бегущими туристических
троп как огня – в жизнь других стран, народов и культур. Настолько, насколько
нас туда пускают. Настолько, насколько мы сами в состоянии туда погрузиться.
Некоторые из нас, как мне известно, даже ведут мысленный подсчёт стран, в
которых удалось побывать, втыкают виртуальные флажки в виртуальные карты.
За последние пару лет такие флажки можно было начать втыкать и в
виртуальную кинокарту тоже. Навскидку – никогда до этого я не видел ни одного
полнометражного бразильского фильма (теперь таких в моём активе аж целых два, причём
один другого лучше), ни разу не видел я до этого фильмов производства Лаосской
Народно-Демократической Республики (и лучше бы так оно и оставалось), наконец,
фильм режиссёра Зиада Дуэри лишил теперь меня девственности и относительно кино
Ливана. Заслуга его уже хотя бы в этом, не говоря уже о том, что он нахватал
кучу международных призов и номинирован в этом году на «Оскар» как лучший фильм
на иностранном языке. Фильм – вполне добротно, современно и достойно изложенная
история одной бытовой ссоры, выливающейся во что-то неизмеримо большее, но не в
этом его главный, как сказали бы географические соседи ливанцев, цимес.
Когда я смотрю фильмы подобных стран – экзотических для меня во всех смыслах
слова - особенно такие фильмы, как этот, где достаточно важно для зрителя знать историческую
подоплёку изложенных событий, меня всегда поражает грустная мысль о том, как
я мало знаю о том, как они там на самом деле живут. В этом смысле фильм «Оскорбление»
стал для меня открытием сразу в двух номинациях – исторической, потому что я
ничего не знал про резню в Дамуре 1976 года; и бытописательской, потому что я
вообще не представлял, что среди арабских общин Ближнего Востока существуют,
помимо их общего неравнодушного отношения к государству Израиль, ещё и
собственные конфликты между собой. Например, ливанцы в массе не любят палестинских
беженцев. Потому что когда-то ООП устроило ту самую резню в Дамуре. Потому что –
не исключено – ливанцы что-то сделали с палестинцами раньше. Потому что – и так
далее. Концов, как во всех длительных и бессмысленных конфликтах, уже не найти.
Между тем, это именно тот фон, те масштабы и та панорама, до которых
доходит простой бытовой межнациональный конфликт, с которого начинается история
в «Оскорблении». В какой-то момент история напоминает известную ссору между
Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем, но только разве что пустяковым
поводом для зарождения. У темпераментных жителей Ближнего Востока личное
моментально мешается с национальным и этнорелигиозным, вылезают на свет все
существующие стереотипы и исторические обиды, и пустяковая история о том, как
кто-то случайно облил кого-то водой перерастает в ситуацию национального
масштаба, в конфликт, для урегулирования которого вынужден вмешиваться аж лично
президент страны. Причём, безуспешно.
Да, режиссёр Зиад Дуэни достаточно толерантен к иностранным зрителям своей
картины, и всё им по возможности мелко разжёвывает, чтобы они тоже поняли всю
глубину противоречий и всю невозможность договориться. Мог бы поступить и
по-другому, оставить все исторические подробности, безусловно, известные местным,
за кадром, и тогда высказывание, наверное, получилось бы не таким лобовым, но,
с другой стороны, иностранцам тогда не было бы понятно, из-за чего такой сыр-бор.
А так – и понятно, и жутко. Лишний раз убеждаешься в собственном
геополитическом невежестве, и лишний раз благодаришь всех известных тебе богов
за то, что живёшь в этом конце мира. Где такого, надеюсь, уже никогда не будет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий