Тонкая грань между чем-то и
чем-то ещё
(«Ноябрь», Эстония, реж.
Райнер Сарнет, 115 мин.)
П.И.Филимонов
В наверно самой ожидаемой отечественной премьере начала года, фильме
Райнера Сарнета «Ноябрь» по без преувеличений знаменитому уже роману Андруса
Кивиряхка, мне как раз Кивиряхка-то, пожалуй, и не хватило. То есть нет, фильм
сам по себе не плохой. Вот это самое раздельное написание здесь при этом очень
важно. Не «неплохой», а именно «не плохой». С соответствующим продолжением,
пожалуй.
Чем хорош роман Кивиряхка? Во многом самоиронией. Его нельзя, пожалуй,
назвать уморительно смешным, как некоторые другие произведения того же автора,
но ирония в показе вот всей этой этнографической специфики, всех этих
фольклорных несуразиц, является ключевым моментом для романа. Сарнет, как мне показалось, решил
чуть-чуть повернуть градус повествования, чуть-чуть облагородить, чуть-чуть
показать, что и поэтического там тоже хватает. Кто ж спорит, хватает, в любой
этнографической истории поэтики может быть, как грязи, но в таком случае это
будет уже не совсем то, что ожидалось лично мной от «Ноября». Впрочем, как
говаривал Андрей Аршавин, мои ожидания – это мои проблемы. И здесь не
согласиться с оратором вообще никак нельзя. И вообще, нужно отбросить своё
знание первоисточника и сконцентрироваться на кино как на отдельной картине
маслом.
Сарнет попытался пройти по тонкой грани между поэтичностью и тем самым
иронично-саркастично-балаганным юмором. Между чем-то, чему нет толкового определения, и чем-то диаметрально противоположным, но одинаково неописуемым. Возможно поэтому он посвятил примерно половину экранного
времени романтичной и поэтичной истории любовного треугольника Лийны, Ханса и
дочери барона. Собственно история гуменщика, как его обозвали – и закрепилось –
в русском переводе, в фильме находится на сильно задвинутом в сторонку плане. Ну
да бог с ней. Не в этом даже дело. Дело, прежде всего в том, что, видимо, есть
всё-таки вещи, не слишком сочетаемые. И вот параджановского типа поэтика,
которая прёт и лезет из нескольких красиво выстроенных кадров, не слишком
сочетается с юмором, который заложен в подкладку этого фильма. Никуда не деться
от знания первоисточника, увы – в том смысле, что эмоционально никуда не
деться. Ты ждёшь, что будет смешно. Подсознательно весь фильм ждёшь, что будет
смешно. Ты настроен хорошо интеллектуально поржать. И тебе это удаётся,
вопросов нет. Несколько раз за фильм всё получается именно так, как надо.
Именно то ты получаешь, чего ты от «Ноября» и ждал. Но в промежутках между этим
разами на тебя лезет поэтичная кинокартинка, очень сама по себе достойная и
профессионально сделанная, но кажущаяся здесь – страшную вещь сейчас скажу –
неорганичной.
Нет, всё понятно, у каждого режиссёра есть право любить свой народ, считать
его мифологию и этногенез самыми крутыми в мире – и примеров тому не счесть.
Упоминавшийся уже Параджанов, тот же самый Кустурица со своими цыганами и
прочими боснийцами, филиппинский живой классик Лав Диас. Райнер Сарнет пытается
попасть в ту же струю. Местами получается, местами же кажется, что как-то
слишком он старается, слишком много красиво развевающихся на ветру тряпочек и
светящихся в темноте привидений. С другой стороны, детские, мультипликационные
какие-то спецэффекты, используемые при показе общения героев со своими
краттями, это что? Специально придуманный приём? Или попытка выкрутиться малыми
изобразительными средствами ввиду отсутствия финансов на что-то большее? Если
второе, то не получилось. Если первое – то, видимо, я чего-то не понял, хотя
посыл вполне приветствую. Юмор, те самые смешные моменты, которых ты
подсознательно ожидаешь всё время просмотра – и дожидаешься, что немаловажно –
фильм вытягивают, вытягивают довольно легко и, кажется, без усилий. Так что
слава кинематографическим богам, что фильм Райнера Сарнета не превратился в
пафосную этнографическую поделку, риск чего, как мне кажется, существовал. Спасает,
простите, говно. И это тот случай, когда стоит этому порадоваться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий