О чём он говорит, когда он говорит об охоте
(«Сафари», реж. Ульрих Зайдль Австрия-Дания, 91
мин.)
П.И.Филимонов
Сложно ожидать от Зайдля чего-то, что не было бы неприятным до омерзения.
Имея представление о манере этого режиссёра препарировать людей, их патологии и
увлечённость этими патологиями, невозможно было поверить, что он снимет фильм
про охоту на диких зверей в Африке. Про плохую, пагубную, жестокую и
бессмысленную охоту на диких зверей в Африке. Про свежевание трупов этих самых
невинно убиенных животных. Хотя довольно сложно представить что-нибудь более
омерзительное, чем подробный, пятнадцатиминутный показ свежевания туши зебры.
Разве что такой же, или ещё более подробный показ свежевания туши жирафа. Я
удивляюсь, что особенно слабонервные зрители не выходили на этих кадрах из
кинотеатра. А он, надо сказать, был полон. И нежные хрупкие богемные барышни в
свитерах с хомутами бестрепетно смотрели, как из трупа жирафа вытаскивают кишки
или как отпиливают жирафью голову. Ещё же надо знать манеру съёмок Зайдля – всё
снимается достаточно статично, без
особенных операторских изысков, фронтально, как делал бы уверенный в своих силах любитель. В этом есть
своя прелесть, разумеется, но выносить всё это могут только не менее уверенные в себе
умы и желудки.
И всё-таки, фильм Зайдля не про охоту. Не про то, как неправильно убивать
беззащитных животных. Не про то, как это выглядит со стороны. Он, как всегда,
про людей. Как и все фильмы Зайдля, про что бы они ни были. Про то, какими Зайдль
нас видит. Ничего комплиментарного он нам сказать не готов, даже трепетным
барышням в хомутах. Приходится смотреть на себя в зеркало этих немецких
бюргеров, сидящих, снова безо всяких изысков, лицами в камеру и просто
рассказывающих о том, почему им нравится убивать. Ну да, животных. А есть
разница? Про то, какие чувства они при этом испытывают. Про то, какая философия
рождается в их головах при подготовке убийства, во время его непосредственного
осуществления и после, осмысливая произошедшее. Про то, что они не считают, что
какая-либо раса имеет превосходство над какой-либо другой расой, эти же тут же не
виноваты, что они уродились чернокожими. Про то, что запрещать убивать животных
– мера глупая и непонятная. Про много чего ещё, ничуть не менее глубокомысленно.
Фильмы Зайдля, как мне кажется, обладают терапевтическим эффектом. Все,
которые я смотрел. Показывает ли он путешествующую автостопом клиническую
идиотку, как в «Собачьей жаре», демонстрирует ли людей, начисто зашибленных
религиозной составляющей, как в «Вере» из трилогии, или заставляет смотреть на
то, что простые австрийские обыватели творят в своих хорошо оборудованных
подвалах. Ещё фильмы Зайдля бесстрастны. И именно этой бесстрастностью, полным
отсутствием видимой эмоциональной вовлечённости съёмочной группы в снимаемое
безумие они добиваются тем большего эффекта. Невозможно, как мне кажется,
посмотреть любой фильм Зайдля и не задуматься при этом. Задуматься о том, зачем
на нас вывалили всю эту кровь, все эти кишки, весь этот почти физически ощущаемый
с экрана запах свежего трупа. Задуматься о том, кто эти люди, которые говорят
нам прямо с экрана, не мигая и не отводя глаз, страшные вещи. Задуматься о том,
насколько ты, смотрящий сейчас это всё, от них отличаешься. Ульрих Зайдль в
этом смысле умеет манипулировать своим зрителем, и пользуется этим умением
налево и направо. Но, пока его изобретательный мозг будет находить новые и
новые сюжеты, новые и новые аспекты нашего человеческого безобразия, его всё
равно надо смотреть. Чтобы немножко больше о себе понять. А не понять, так хотя
бы почувствовать. Потому что насколько фильмы Зайдля безэмоциональны сами по
себе, ровно настолько же невозможно удержаться от эмоций при их просмотре.
И всё не так страшно, как я сейчас рассказываю. Если абстрагироваться, если
не думать о том, что и ты тоже где-то такой же (какую уступку я сейчас сделал
себе этим «где-то»!), а просто смотреть на всех этих охотников, как на весёлых
и безумных фриков, то это даже отчасти и смешно. Главное – не забывать, что
фильм – не совсем об охоте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий