Мораль как неотъемлемая
часть басни
(«Герои», реж. Яак Кильми,
Эстония, 92 мин.)
Есть достаточно много классификаций, которые можно применять к такому
незаслуженно обижаемому кинофриками жанру, как комедия. Бывают комедии
лирические, которые так любил среднестатистический советский зритель, во всяком
случае, по мнению людей, отвечавших в той стране за кино. Бывают комедии
классические, то есть, поставленные по классическому произведению литературы,
которое на данный конкретный момент времени уже поистаскалось на ухабах истории
и именно что свою комическую остроту подрастеряло. Комедии положений, комедии
характеров, комедии нравов, мало ли бывает комедий.
Мне ближе всего две классификации. Я делю все комедии, которые случается
видеть, по горизонтали на смешные и несмешные (последних, к несчастью,
значительно больше), а по вертикали – на комедии с моралью и без. Надо ли
отдельно останавливаться на том факте, что на мой, давно набивший всем оскомину
взгляд, любое произведение искусства, а кинематограф, как говорили некоторые
вырванные из контекста политики начала прошлого века, является неотъемлемой его
частью, не имеет с этическими категориями морали и нравственности ничего
общего? Так что комедии с моралью в моём личном рейтинге находятся ближе к его
минусовой части.
Фильм Яака Кильми «Герои», о приключениях трёх эстонских фарцовщиков времён
поздней советской оккупации, в обетованной для них Швеции, получился немного
странным гибридом. Он смешной, этого не отнять. Смешной достаточно часто, и по
разным поводам, что отличает хорошо снятую комедию. Смешной временами ситуативно,
а временами по части характеров, каждый из которых достаточно ярок, но просто фосфоресцирующим
пятном выделяется из них роль физкультурника и сексуального гиганта Эйнара по
прозвищу Шкаф (или «Дубина», как почему-то перевели те, о ком мы не будем,
слово kapp) в исполнении Вейко Порканена. Местами
фильм просто смешной, местами очень смешной, местами уморительный. Разумеется,
ещё и потому, что присутствует небольшой элемент узнавания. Я немного помладше,
чем герои «Героев» (красота тавтологии!), но моя первая реакция на многие
вошедшие в мою жизнь блага западной цивилизации была сходной. Сюжет фильма
выстроен так, что тему эту можно эксплуатировать с безбрежной благодарностью.
Трое удачливых фарцовщиков, занимающихся бизнесом по-советски, естественно, у
гостиницы «Виру» с привлечением финских туристов, под страхом тюрьмы,
решают нелегально бежать в Швецию через Финляндию. В конечном, итоге, это им
удаётся, но на пути, разумеется, встречается куча разных смешных препятствий,
во многом вызванных как раз тем, что персонажи, при всём своём псевдозападном –
по сравнению с оставшимися на родине гражданами – внешнем лоске, внутри - глубоко пропитанные советской эссенцией люди. Ну, и когда они
оказываются в Швеции, собственно, приключения не заканчиваются. Внезапно
оказывается, что там нужно работать, никаких лёгких денег не предвидится, земля
обетованная не такая уж и обетованная. Но не на таковских напали. В общем, они
ещё долго и забавно дёргаются, балансируя на грани своего вывезенного из СССР восприятия
мира и реалий этого самого мира, воцарившегося теперь вокруг них.
Всё это, повторюсь, смешно и замечательно, но в конце режиссёр Яак Кильми
для чего-то приклеил мораль. Да, напрашивавшуюся, да, возможно, даже вытекавшую
из логики событий, но вы же снимали комедию, господа! Комедию! Зачем же вот так
брать и портить послевкусие. Окей, возможно, таких зрителей, как я, не так уж и
много, и среднестатистический посетитель кинотеатра как раз в такой концовке и
нуждается. От себя же могу сказать, что, если бы вы не ударились вот в эту
обычную тягомотину о возделывании своего садика, о том, что tee tööd ja näe vaeva и
так далее, моя оценка вашего опуса была бы выше. Она и так высокая, но конец я
бы переснял. Или отрезал.