Кино разговорного жанра
(«Последний сеанс Фрейда»/” Freud’s
Last Session“, реж. Мэтью Браун, США-Великобритания, 122 мин.)
П.И.Филимонов
Фильм Мэтью Брауна по пьесе Марка Сен-Жермена – пример исторического допущения
в литературе и, соответственно, кинематографе. Из похожих вариантов сразу
вспоминается когда-то знаменитая «Игра в четыре руки» о потенциально возможной,
но никогда не случавшейся в реальности встрече Баха и Генделя. В таких сюжетах
обычно не происходит ничего из ряда вон выходящего, авторы просто додумывают за
известных людей их несостоявшиеся диалоги и взаимодействия, некоторым образом
ловя хайп на именах великих. С другой стороны, они ничем не рискуют – потому что
никаких радикальных действий персонажи не производят, просто треплются, а мало
ли кто о чём и с кем мог говорить.
Так же и здесь. Из биографии отца психоанализа Зигмунда Фрейда известно,
что за несколько недель до самоубийства он встречался и разговаривал с одним оксфордским
доном, причём доподлинно личность этого дона не установлена. Сен-Жермен, а за
ним и Браун делают допущение, что это мог быть, например, автор «Хроник Нарнии»
Клайв Льюис – и строят свой сюжет именно на этом.
Почему именно Льюис? Мне кажется, главным образом потому, что точка
конфликта в таком гипотетическом разговоре находится сама собой. Известен факт,
что Льюис был верующим, и сильно верующим. Фрейд же, несмотря на неизлечимую
болезнь, до конца жизни оставался атеистом.
Собственно, в этом и суть фильма. Человек, знающий про себя, что умирает,
знающий и о том, что спасти его никакими средствами медицины уже нельзя, более
того, подготовивший себе аэродром для самостоятельного полёта в вечность в виде
яда, спорит о существовании бога с глубоко верующим молодым человеком. Спорит
из общих соображений, из накопленной за жизнь привычки копаться в человеческой
психике, спорит просто ради спора. Уже началась вторая мировая, уже немецкая
авиация бомбит Великобританию, а они довольно азартно и яростно перебрасываются
аргументами в этом бессмысленном, по сути, споре. Бессмысленном потому, что ни в
каком случае человек, узнавший, кто прав, не сможет передать это другому.
Авторы, в каком-то смысле, поступают честнее Булгакова, описавшего в своё
время аналогичный спор между Воландом, с одной стороны, и комическим дуэтом
Берлиоз-Бездомный, с другой. Они не принимают стороны. Зрителю представляется
самостоятельно решить, кто из двух высоких спорящих сторон ему ближе. Впрочем,
некоторые проговаривания Сен-Жермен и Браун всё-таки допускают. Фрейд, на уровне
языка, на уровне каких-то бытовых привычек, дарит зрителям несколько
эпонимических оговорочек, которые намекают на то, что, быть может, он не так уж
непоколебим в своём предсмертном атеизме.
То, что происходит в течение двух часов экранного времени, можно определить
как взаимный психоанализ. Оба пытаются вскрыть – и вскрывают – тайные мотивы,
фобии и желания друг друга, один, правда, более профессионально, но зато второй
ничуть не менее искренно. И если вы любите такие интеллектуальные дуэли, такие
фильмы разговорного жанра, где, по большому счёту, не происходит ничего, но копий
ломается все сорок тысяч, то это кино для вас. Ну и отдельно стоит упомянуть, что в роли фрейда занят какой-то семижильный и нестареющий Энтони Хопкинс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий