Чисто американская штука
(«Стальная хватка»/“The Iron Claw“, реж. Шон Дуркин, США-Великобритания, 132 мин.)
П.И.Филимонов\
По двум причинам. Из очевидных – в истории, а значит, и в фильме, речь идёт
о рестлинге, спорте, который, судя по тому же фильму, кроме США,
популярен ещё разве только в Японии. Я слышал, что какая-то своя разновидность
есть ещё в Мексике, но в фильме об этом не говорится.
Во-вторых, классическая американская литература и классический американский
кинематограф любят такие истории. Отчего-то волей-неволей вспоминаются
всевозможные «богачи-бедняки», «нищие- воры» и прочие романы, более-менее об
одном. Тема эта, уж не знаю, она исключительно сугубо американская, или,
скорее, именно что англосаксонская (потому что британские аналоги тоже
вспоминаются) – это упадок и разрушение одной конкретной семьи, в которой в
итоге «и никого не стало». Ну, или почти.
Здесь мы имеем дело ещё и с байопиком, поэтому история получается какой-то
особенно грустной. Была такая американская семья фон Эрих. Папа фон Эрих родил
с мамой фон Эрих пять детей и хотел, чтобы они все выросли рестлерами. В
молодости папу фон Эриха звали по-другому, и он пытался сделать собственную
карьеру рестлера, и не сказать, чтобы не преуспел, но для детей хотел ещё
большего. Например, ему в своё время не дали провести матч за титул чемпиона
мира (хотя так и непонятно, как это происходит в рестлинге, как известно,
исключительно постановочном виде спорта, там персонажи фильма что-то об этом
говорят, но механика всё равно неясна), и вот он остро хочет всё-таки принести
титул в семью.
И делает четырёх из своих сыновей рестлерами. Кроме старшего сына, умершего
в детстве. Но у папы фон Эриха всё не очень хорошо с методами воспитания, с
эмпатией, да и вообще с человечностью, поэтому кого-то из детей он ломает, а
кого-то теряет. Так что в конце остаётся только один.
С точки зрения этого одного, второго по старшинству сына Кевина, и
рассказывается эта история. Кевин не является папиным любимцем, и выбор, кому
становиться чемпионом мира, весь фильм падает не на него. Плюс в какой-то момент
он открывает одному из братьев тайну о том, что на самом деле он, Кевин, не так
уж сильно этот рестлинг и любит, ему важно просто быть на ринге вместе с семьёй,
это его способ общения с братьями.
А братья, увы, вымирают один за другим. Фильм немножко в этом смысле грешит
против хронологии и фактологии их смертей, но общее ощущение безысходности
передаётся, скорее всего, верно. Так что неизбежно, что в какой-то момент Кевин
начинает на сто процентов верить в то, что на его семью наложено проклятие - как
раз из-за того, что папа фон Эрих в молодости отбросил своё настоящее имя –
типа нельзя быть не тем, кто ты есть. И неизбежно, что, несмотря на всю любовь,
уважение и даже страх перед отцом, несмотря на консервативное религиозное воспитание, в конце
концов Кевин переосмыслит роль папы фон Эриха в своей жизни – и не станет таким
же папой фон Эрихом хотя бы для своих собственных детей. Возможно, хоть они
будут счастливы.
Печальная семейная сага на реальном материале – и от того вдвойне
печальная. Сдобренная только весёлыми картинками накачанных мужиков в смешных
трусах, хватающих друг друга за лицо со смешными ужимками. Потому что такова и
есть знаменитая фон-эриховская «стальная хватка».