Сангрия в парке («Идеальные дни»/“Perfect Days“, реж. Вим Вендерс, Германия-Япония, 124 мин.)
П.И.Филимонов
Хираяма работает чистильщиком токийских туалетов. Хираяма разъезжает по
Токио на своём маленьком автомобильчике и убирает общественные туалеты города.
Вечером Хираяма ест одну и ту же еду в одном и том же месте и выпивает один и
тот же дринк в одном и том же месте. Потом Хираяма приходит в свою маленькую
квартиру, читает книгу и ложится спать. Раз в несколько дней Хираяма ходит в
баню. Раз в неделю Хираяма заходит в книжный магазин «Все книги по одному
доллару» и выбирает себе новую книгу. В свой обеденный перерыв Хираяма приходит
в один и тот же парк и на старый фотоаппарат-мыльницу фотографирует одно и то
же дерево с одного и того же ракурса. В свой выходной Хирояма посещает ещё одно
заведение, где тоже ест одну и ту же еду и пьёт один и тот же напиток, но в
другом окружении, чем он ест другую еду и пьёт тот же напиток по будним
вечерам.
Хирояма, наверное, знает, что такое дзен. Хирояма более-менее отсёк
привязанности, и почти все дни Хироямы – идеальны. Хираяма настолько мало контактирует
с окружающим миром, что почти не разговаривает. Не потому, что он немой, а
просто незачем.
Хирояма – герой нового фильма Вима Вендерса, который в поисках идеала забрался
в Японию, в страну с собственными представлениями о счастье.
И да, конечно, чисто для драматургической интриги выяснится, что
привязанности Хираяма отсёк не до конца, и да, конечно, само собой разумеется,
за этим добровольным отшельничеством Хираямы скрывается какая-то довольно
драматичная семейная история, на которую нам намекнут, но до конца не
расскажут.
Потому что не в этом суть.
Виму Вендерсу 78 лет и, наверное, к этому возрасту человек так или иначе
начинает задумываться, что в жизни важно, а без чего можно было бы обойтись. Не
факт, что он сам обходился без этого в своё время, скорее всего, он осознал это
постфактум, когда и стакан воды есть кому поднести, а пить не хочется. Время
всё равно ещё есть, и, как минимум, поразмышлять на эту тему вполне можно. И
выясняется, по Вендерсу, что человеку для счастья нужно совсем-совсем не много.
Внутренняя гармония и минимальное количество материальных вещей.
Мысль, сама по себе, далеко не новая. Историй, подобных истории Хираямы, мы видели достаточно в самых разных жанрах и итерациях. Но это не делает фильм «Идеальные дни» банальным и не превращает его в жвачное повторение азбучных истин.
Потому что где-то и Вендерс внутренне противоречив, показывая, что не всё
так уж прямо складно в этом японском дзене, где-то обаяние Кодзи Якусё, актёра,
играющего главную роль, перевешивает все возможные недостатки неоригинальности
замысла, а где-то выручает шикарный саундтрек. Ну как шикарный. Для
определённого склада людей. Помимо всего прочего, Хираями – меломан, но точно
так же, как он намеренно не пользуется благами современной цивилизации в других
каких-то сферах жизни, точно так же и с музыкой: слушает он её только на
кассетах (думаю, потому, что винил приобрёл в последнее время как раз
хипстерский модный оттенок), и история мировой популярной музыки остановилась
для него где-то в семидесятых или в самом начале восьмидесятых. Примерно на Лу
Риде и остановилась. Который предсказуемо является музыкальным лейтмотивом
фильма. И ничего плохого в этом нет, а даже и наоборот.