Расширение пространства борьбы
(«Продавщица»/ «Худалдагч охин», реж. Сенгедорж
Жанчивдорж, Монголия, 123 мин.)
П.И.Филимонов
Вероятно, в моём далёком советском детстве по телевизору могли показывать
какое-нибудь эпическое монгольское кино из цикла «едет Сухэ-Батор по степи, везёт людям еды и коммунизма». Не помню,
чтобы я что-то такое видел, но очень смутно припоминаю, что такое было (если
это не случай ложной памяти, конечно). Так что «Продавщица» стала для меня
первым просмотренным монгольским фильмом. И надо сказать, что знакомство
получилось приятным. Такое ощущение, что монгольские кинематографисты займут
одно из ведущих мест в намечающемся в ближайшем будущем – или уже вот-вот-вот –
центральноазиатском прорыве.
Студентка одного из ВУЗов Улан-Батора, выглядящая при этом, на мой
незамутнённый взгляд, лет на четырнадцать, принимает предложение подруги
заместить её на работе, пока та отлёживается в больнице с переломом ноги.
Работа простая – продавщицей в секс-шопе. Дальше в этом фильме начинает
удивлять всё. Исключительно от собственного невежества, конечно. Удивляет сам
факт того, что в Улан-Баторе есть секс-шопы, что Монголия, как нам показывают
её в этом кино (а где бы ещё мы её видели) – современная и вполне светская
страна (в том числе, по крайней мере, по этому фильму, и не заидеологизированная,
никакая правящая идеология в «Продавщице» в глаза не бросается, разве что в
какой-то момент полиция совершает рейд по замаскированным под отели борделям и
арестовывает всех секс-работниц подряд, совершенно при этом не трогая
покупателей услуги). Улан-Батор показан как нормальный современный город,
похожий чем-то на Варшаву, например, а чем-то на любой пост-совок с
традиционными обшарпанными панельками в окраинных спальных районах.
Удивляет, что в Монголии считается, судя по всему, признаком хорошего тона
знать русский, одна из сцен фильма происходит, например, в русском ресторане,
где официанты не говорят с клиентами по-монгольски. В то же время культурная
жизнь монгольской молодёжи, как опять-таки следует из этого кино, во многом
определяется корейским масс-культом: дорамы, кей-поп и так далее.
Героиня фильма сводит близкое знакомство с хозяйкой секс-шопа, которая
называет себя Катей, и как раз этот самый шик владения русским языком и
поедания борща ей и демонстрирует. Катя – не то бывшая балерина, не то
не пойми кто, которая в своём позднебальзаковском возрасте не перестаёт
интересоваться вопросами пола и секса, пытаясь и главную героиню (логичную
девственницу) раскрепостить и приучить.
В общем, посыл довольно прост – поиски своего телесного начала помогают, в
том числе, и с открытием духовного начала, всё взаимосвязано, и можно сделать
человека счастливым, просто подсыпав ему в чай виагру.
Фильм лёгкий, со своеобразным юмором, и очень симпатичной главной героиней,
не в смысле внешности (хотя в смысле внешности там тоже всё вполне на уровне), а
в смысле какого-то очень адекватного восприятия всех тех странных, а местами
даже опасных происшествий, которые вдруг начинают одно за одним вваливаться в
её новую жизнь.
В то же время он далеко не такой простой, каким может на первый взгляд показаться, у этой истории взросления есть, безусловно, и второе дно. Все, с кем общается героиня до Кати и кроме Кати, это её не слишком дружелюбные родители, та самая переломанная подруга и мальчик из её же дома, который хочет стать актёром корейской дорамы и уже выбрал себе подходящий по звучанию псевдоним. То есть, это, некоторым образом, ещё и история об одиночестве, притом о таком одиночестве, которое человека явно не тяготит, потому что есть музыка, есть наблюдение за людьми, наконец, есть просто жизнь, просто идущая, как дождь на улицах Улан-Батора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий