Антиутопия-лайт («Капсульное
поколение»/”The Pod Generation”, реж. Софи Бартез,
Великобритания-Франция-Бельгия, 109 мин.)
П.И.Филимонов
Как-то много стало более-менее одинаковых фильмов про искусственный
интеллект. Как будто бы дело в них происходит в будущем, но будущее это, как
будто бы, отстоит от наших дней совсем недалеко. И жизнь у них там всех, как
правило, полностью удалась во всём, за исключением одного маленького пустяка.
Или же им кажется, что этот пустяк тоже удался, а на самом деле мы, как
зрители, глядящие на это их эйай-будущее с нашей здешней точки зрения, видим,
что то, что им кажется ок, на самом деле совсем не ок.
Вот в фильме Софи Бартез «Капсульное поколение», например, нам показывают,
как в относительно недалёком будущем женщинам больше не обязательно вынашивать
ребёнка самостоятельно. И никаких суррогатных матерей при этом в помине нет. Зачатие
естественным путём тоже опционально. В общем, берётся генетический материал от
потенциальных родителей, и засовывается в такую капсулу, что-то вроде очень
большого яйца, больше страусиного. И оно там зреет, пока через 39 недель не
вылупляется. Зреет, естественно, в самых лучших условиях, под медитативную
эмбиент-музычку и приглушённый синий свет.
Семья главных героев фильма выбрана максимально для своего времени и среды
конфликтная. Если жена (Эмилия Кларк) работает где-то, где эйай очень даже в
почёте, является дамой весьма продвинутой, даже регулярно ею посещаемый
психолог, к примеру, физически не существует, и идея родить из яйца, конечно,
приходит в голову ей, то с мужем всё наоборот. Муж
(Чиветел Эджиофор) – ботаник,
притом не в смысле задрот или ударник капиталистического труда, а в прямом
смысле слова ботаник. Человек, изучающий растения. В том будущем, которое
рисуют нам авторы фильма, это довольно пограничная профессия, живые растения
почти никого не интересуют, голограммы привычнее и предпочтительнее. И муж,
конечно, поначалу против такого искусственного детопроизводства.
Но со временем герои как-то плотно прорастают друг в друга, приноровляются
к ситуации и проникаются к этому своему яйцу любовью, что должно, видимо,
показать универсализм человеческой натуры, показать, что материнская и
отцовская любовь не обязательно должны иметь своим объектом что-либо
готовое и антропоморфное. Люди остаются людьми, и авторы фильма исследуют их
взаимоотношения с взятой ими в аренду капсулой. Отношения эти, по мере развития
сюжета, приобретают всё более близкий характер, однонаправленная привязанность
главных героев к яйцу растёт.
Весь фильм подсознательно – а потом даже и сознательно – ждёшь подвоха.
Кажется, что фирма, предоставляющая будущим родителям капсулу в аренду, в
конечном итоге окажется не тем, чем мы думали, каким-то образом выдавит из
персонажей жизненную силу, заключит их в какое-нибудь церебральное рабство –
короче, выкинет, что-нибудь эдакое, ради чего обычно подобные фильмы и
снимаются. Типа всё в этом вашем будущем хорошо, прогресс и технологии, а души
не осталось, люди – всего лишь винтики в механизмах других людей и так далее
(как будто когда-нибудь бывало по-другому). Но нет. Фирма, конечно, далека от
идеала, да и построил её крайне неприятный архетипичный мужик, которые в
подобном кино встречаются сплошь и рядом и обычно как раз и используют наивный
оптимизм сограждан в целях личного обогащения либо достижения а) абсолютной
власти, б) бессмертия, в) статуса бога. Тем не менее, никаких особенных эксцессов не происходит. Тревожная музыка утекает в пустоту.
Не всё так в «Капсульном поколении» плохо. Если это и антиутопия, то очень
и очень лайтовая. О том, что натуральные роды ничто не заменит. Ну так мы и так
это знали, и не обязательно было тратить около двух часов нашей жизни на
утверждение в этом знании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий