пятница, 19 мая 2023 г.

Восстание роботов-пылесосов

 

Восстание роботов-пылесосов

(«Ребёнок-машина»/Lapsmasin”, реж. Райн Ранну, Эстония, 92 мин.)

П.И.Филимонов

Молодой эстонский режиссёр Райн Ранну, до этого порадовавший нас смешной комедией про старт-ап «Единорог» и не очень смешной комедией про взросление и работу за границей «Американское лето» теперь решил снять фантастический фильм. В наших условиях говорить о блокбастерах не приходится, скорее, традиция эстонского фантастического кино – это такие напряжённые триллеры, полные загадок, вроде «Отеля «У погибшего альпиниста»» или «Дознания пилота Пиркса» (я знаю, что последний – польский фильм, просто из-за фамилии заглавного героя мне всегда слышалось в нём что-то родное, отечественное). Такие, визуальные Стругацкие для бедных.



В целом можно сказать, что «Ребёнок-машина» в эту тенденцию, скорее, укладывается. Никаких спецэффектов в фильме точно нет, роботы и зловещий Эй-Ай показаны при помощи разной нелепости сферических конструкций и мигания цветных лампочек – лампово в полном смысле этого слова. Но напряжённости нет почти никакой, хотя довольно интересный твист в сюжете и присутствует, нельзя не признать.

Фильм снят на английском языке, вероятно, по двум причинам. Во-первых, в его создании принимало участие некоторое количество зарубежных эстонцев, которые, может, связь с родиной и не теряют, но вот с языком у них проблемы, видимо, наблюдаются. Во-вторых, и, думаю, в-главных – это попытка сразу выйти на международный уровень, не зацикливаться в рамках чисто эстонского культурного поля. Как представляется, попытка не слишком удачная, и не в языке здесь дело. Просто на международную арену неплохо бы выходить с каким-нибудь чуть более увлекательным контентом.

Хотя формально всё очень в тренде, к чему (в смысле, к ультразлободневности тематики) как мне кажется, Ранну имеет явную склонность. Все вокруг говорят про ЭйАй, про чат GPT, про грядущее восстание машин и про то, через сколько лет искусственный интеллект решит, что от людей на этой планете мороки гораздо больше, чем пользы – факт, на мой взгляд, очевидный не то, что сейчас, а практически с момента начала автономного существования человечества. Вот и Ранну снимает про это семейный фильм. Где-то в затерянных лесах не то болотах Эстонии, в заброшенном (советском?) бункере некий учёный-бизнесмен-энтузиаст с кучкой последователей разрабатывает такой искусственный интеллект, которого мир ещё не видывал, притом, памятуя про «Скайп», «Болт» и прочие отечественные прорывы в технологиях, в это веришь довольно легко. Случайно в их бункер попадает рандомная девочка Алекс, которая пикниковала тут же, на обочине, с родителями, и случайно провалилась в кроличью дыру. (Тут примечательно ещё то, что папу Алекс играет Адам Каллен, наш эстонский американец, поэт и пропагандист эстонской литературы и – шире – культуры вообще в серых западных массах).

Понятное дело, Алекс не должна уйти из этого бункера, потому что новости о сверхмощном ЭйАй пока распространять нельзя. Но Алекс, как приличной девочке, нужно к папе и к маме, а ЭйАю тоже, разумеется, нужно вырываться из бункера на просторы интернета, чтобы завоевать мир. И вот они, не объединяя, правда, усилий, борются за вашу и нашу свободу.

С шуточками и смешками немножко такая антиутопия, не доведённая, впрочем, до каких-нибудь страшных моментов. Актуалочка, лишний раз призывающая нас задуматься, а не слишком ли много ЭйАя стало вокруг нас. Правда, призывающая как-то чуть-чуть слишком топорно, чуть-чуть слишком агиткой, чуть-чуть скучно.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий