Восстание роботов-пылесосов
(«Ребёнок-машина»/”Lapsmasin”, реж. Райн Ранну, Эстония, 92 мин.)
П.И.Филимонов
Молодой эстонский режиссёр Райн Ранну, до этого порадовавший нас смешной
комедией про старт-ап «Единорог» и не очень смешной комедией про взросление и
работу за границей «Американское лето» теперь решил снять фантастический фильм.
В наших условиях говорить о блокбастерах не приходится, скорее, традиция
эстонского фантастического кино – это такие напряжённые триллеры, полные
загадок, вроде «Отеля «У погибшего альпиниста»» или «Дознания пилота Пиркса» (я
знаю, что последний – польский фильм, просто из-за фамилии заглавного героя мне
всегда слышалось в нём что-то родное, отечественное). Такие, визуальные Стругацкие
для бедных.
В целом можно сказать, что «Ребёнок-машина» в эту тенденцию, скорее,
укладывается. Никаких спецэффектов в фильме точно нет, роботы и зловещий Эй-Ай
показаны при помощи разной нелепости сферических конструкций и мигания цветных
лампочек – лампово в полном смысле этого слова. Но напряжённости нет почти
никакой, хотя довольно интересный твист в сюжете и присутствует, нельзя не
признать.
Фильм снят на английском языке, вероятно, по двум причинам. Во-первых, в его
создании принимало участие некоторое количество зарубежных эстонцев, которые,
может, связь с родиной и не теряют, но вот с языком у них проблемы, видимо,
наблюдаются. Во-вторых, и, думаю, в-главных – это попытка сразу выйти на международный
уровень, не зацикливаться в рамках чисто эстонского культурного поля. Как
представляется, попытка не слишком удачная, и не в языке здесь дело. Просто на
международную арену неплохо бы выходить с каким-нибудь чуть более увлекательным
контентом.
Хотя формально всё очень в тренде, к чему (в смысле, к ультразлободневности
тематики) как мне кажется, Ранну имеет явную склонность. Все вокруг говорят про
ЭйАй, про чат GPT, про грядущее восстание машин и про то, через сколько
лет искусственный интеллект решит, что от людей на этой планете мороки гораздо
больше, чем пользы – факт, на мой взгляд, очевидный не то, что сейчас, а
практически с момента начала автономного существования человечества. Вот и Ранну
снимает про это семейный фильм. Где-то в затерянных лесах не то болотах
Эстонии, в заброшенном (советском?) бункере некий учёный-бизнесмен-энтузиаст с
кучкой последователей разрабатывает такой искусственный интеллект, которого мир
ещё не видывал, притом, памятуя про «Скайп», «Болт» и прочие отечественные
прорывы в технологиях, в это веришь довольно легко. Случайно в их бункер
попадает рандомная девочка Алекс, которая пикниковала тут же, на обочине, с
родителями, и случайно провалилась в кроличью дыру. (Тут примечательно ещё то,
что папу Алекс играет Адам Каллен, наш эстонский американец, поэт и
пропагандист эстонской литературы и – шире – культуры вообще в серых западных
массах).
Понятное дело, Алекс не должна уйти из этого бункера, потому что новости о
сверхмощном ЭйАй пока распространять нельзя. Но Алекс, как приличной девочке,
нужно к папе и к маме, а ЭйАю тоже, разумеется, нужно вырываться из бункера на
просторы интернета, чтобы завоевать мир. И вот они, не объединяя, правда,
усилий, борются за вашу и нашу свободу.
С шуточками и смешками немножко такая антиутопия, не доведённая, впрочем,
до каких-нибудь страшных моментов. Актуалочка, лишний раз призывающая нас
задуматься, а не слишком ли много ЭйАя стало вокруг нас. Правда, призывающая
как-то чуть-чуть слишком топорно, чуть-чуть слишком агиткой, чуть-чуть скучно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий