вторник, 14 февраля 2023 г.

Роми Шнайдер, детская порнография и Квентин Тарантино

 Роми Шнайдер, детская порнография и Квентин Тарантино («Корсаж»/“Corsage“, реж. Мари Кройцер, Австрия-Германия-Люксембург-Франция, 115 мин.)

П.И.Филимонов

Всё непросто с этим фильмом. Скандал, даже два параллельных скандала, разгоревшихся вокруг его выхода в странах-участницах проекта, в значительной степени заслонили сам фильм, и волей-неволей заставили взглянуть на кино под совсем другим углом. 



Если подробнее, в январе этого года один из актёров фильма, Флориан Тайхтмайстер (в фильме он играет Франца Иосифа I) был обвинён в производстве и хранении тысяч единиц детской порнографии. В феврале должен (уже был, если верить источникам) состояться суд, на котором Тайхмайстера ждёт до двух лет тюрьмы.

Дальше – больше. Ещё в 2022 году, незадолго до премьеры «Корсажа» в Австрии одна местная актриса (не снимавшаяся в этом конкретном кино) обвинила другого актёра этого фильма (личность которого, по австрийским законам, до суда  или выдвижения официальных обвинений, разглашению не подлежит) в сексаульном харассменте в рамках движения #metoo. В Австрии, так сказать, на родине «Корсажа», даже были попытки бойкотировать прокат фильма или там устроить ему крайне негативный пиар, но в итоге фильм выдвинули от Австрии на соискание Оскара на за лучший, как это теперь называется «международный фильм». В шорт-лист он не попал, но не это в данной истории важно. Важно – пожалуй то, что каждый зритель может сам занять позицию, и, например, демонстративно «Корсаж» проигнорировать.

Те же, кто этого не сделают, увидят очередной байопик о Сисси. То есть, если официально, императрице Австро-Венгрии Елизавете Австрийской (она же Баварская), жене Франца-Иосифа I, противоречивой и крайне привлекательной фигуре европейской истории. Её классическое воплощение на экране когда-то прославило великую и прекрасную Роми Шнайдер, в далёкие пятидесятые снявшуюся в целой трилогии о Сисси, и затем отчасти ставшую жертвой этого образа. И фигура Шнайдер настолько прилипла к образу Сисси, что не сразу удаётся воспринимать в её роли другую актрису. А оно того стоит.

В «Корсаже» уже зрелую, сорокалетнюю Сисси (которую, кажется, специально, за весь фильм так ни разу не называют) играет самая, пожалуй, известная из ныне живущих люксембурженок, Вики Крипс. И играет совсем по-другому, не так, как это делала Шнайдер. У Крипс императрица – это какое-то раздираеммое противоречиями, внутренними драмами, чуть ли не клинической депрессией существо, которое еле мирится со своим существованием вообще, старением в частности и положением до кучи. Елизавета не слишком хочет править, очень не хочет стареть и, кажется, не очень заинтересована даже в продолжении собственной жизни. Притом вроде бы не слишком понятно, с чего это она – с жиру, может, бесится? Да, её старшая дочь умерла достаточно задолго до начала действия фильма, но, как говорит ей доктор в психиатрической лечебнице, которую Елизавета посещает в порядке благотворительности – «У этой женщины умер ребёнок, но у неё ещё трое», так что её расстройство совершенно для общества непонятно.

И в общем, это примерно весь фильм, нервный, неудобный, какой-то такой чуть истеричный, как Крипс в роли Сисси,  вроде бы ничего особенного не происходит, но мы наблюдаем женщину, которой, мягко говоря, не очень хорошо, несмотря на все ресурсы, которые находятся в её распоряжении. От этого зрителю тоже становится не слишком удобно на всё это смотреть, да ещё и режиссёрка Мари Крейцер решила поиграть в Тарантино наоборот и, подобно голливудскому коллеге, повернуть историю вспять – только наоборот, в худшую сторону.

Пронзительный саундтрек довершает картину. Вики Крипс хороша, Роми Шнайдер могла бы ей гордиться. А жизнь – ну уж она ровно такая, какая есть. Пока она есть. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий