понедельник, 9 января 2023 г.

Девушкам сегодня грустно

 

Девушкам сегодня грустно

(«Капитан Волконогов бежал» реж. Наталья Меркулова, Алексей Чупов, Россия-Эстония-Франция, 126 мин.)

П.И.Филимонов

Время и жизнь вокруг нас – довольно сволочные субстанции. И вообще, по понятным причинам, и в качестве того фона, на котором разворачивается как производство произведений искусства, так и их потребление. Ещё год назад (а фильм снят в 2021 году) можно было бы применительно к этому фильму говорить об эстетике футуризма, о восхитительных красных штанах, в которых раскаживают сотрудники органов госбезопасности, о титре с названием, выполненном в стилистике Эля Лисицкого и тем самым опять отсылающим нас к сложной и тонкой теме взаимоотношения радикальных направдений искусства и физического насилия человека над человеком (в этом смысле почему-то всегда казалось, что «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини – тоже фильм, навеянный в первую очередь творчеством итальянских футуристов, а потом уже что-либо остальное).



Но больше так не получается. Сейчас, в январе 2023 года, «Капитан Волконогов бежал» воспринимается одним-единственным образом. Как ответ. Как ответ на вопрос, который, например, задаёт Влади в своём пронзительном треке «Как это, блядь, возможно». Как ответ на те вопросы, которые задают себе ежедневно миллионы людей во всём мире, особенно те, чьим родным языком случился русский. Почему из той страны, которую многие из нас когда-то воспринимали как часть своей идентичности, а некоторые – как культурную метрополию, фильмы, книги и музыка из которой скрашивали им непростое существование в этом норовящем перемолоть на атомы мире – как из неё вылезло то, что вылезло, этот – сказал бы я «дерьмодемон», но, к сожалению, смешного в этом демоне мало, хотя дерьма, как раз, очень даже достаточно – этот монстр, который норовит пожрать, подмять под себя, загадить целый мир вокруг, к которому он не имеет никакого отношения, который вырос без него и вопреки ему, вырос и более-менее оперился, отпрыгал на своих тонких ножках за ту границу, до которой дотягивались щупальца этого лавкрафтовского какого-то уродца.

Вот так. Вот так и вылезло. Вылезло не сейчас, вылезло гораздо раньше. Просто каким-то образом кому-то, неизвестно даже кому, удавалось всё это запихивать внутрь и не показывать сторонним наблюдателям. (Свои-то никогда особенных иллюзий не питали). И оно там, внутри, зрело, вскипало и пучилось. Сначала выплеснулось в тридцатые годы двадцатого века (это если не углубляться в опричнину и так далее), потом – вот сейчас. Эта бездна – российский тоталитаризм – даже не ждёт, пока ты в неё заглянешь, чтобы посмотреть в тебя, она играет безо всяких правил, как маленький истеричный мальчик, падает на пол и сучит ножками, оря на всю вселенную «А я хочу таак!». Только мальчик этот совсем не управляем родителями, и способен разнести весь магазин.

«Капитан Волконогов бежал» показывает нам единственный вариант взаимодействия с этой осклизлой замшелой гидрой – от неё нужно пытаться бежать как можно дальше, потому что другого шанса она никому, находящемуся в поле её влияния не оставляет. Раз уж так называемые здравомыслящие люди не уничтожили её в зародыше, теперь она будет этих самых здравомыслящих людей лупить палками по гениталиям, заставлять отрекаться от родителей и детей, учиться убивать врагов с одного выстрела в затылок. 

«Капитан Волконогов бежал» - самый нужный русский фильм в январе 2023 года, и, кажется, к сожалению, ещё долго таковым останется.




Комментариев нет:

Отправить комментарий