То, не знаю, что
(«Мучения на островах»/ „Pacifiction“, реж. Альберт Серра, Франция-Германия-Испания-Португалия,
165 мин.)
П.И.Филимонов
Те, кто знаком с творчеством каталонца Альберта Серры, удивлены не будут.
Те, кто не знакомы, возможно, на этот фильм и не пойдут, а если пойдут, есть
большой риск, что уйдут, не дождавшись конца. Такое кино мало кто делает,
возможно, не делает в мире больше вообще никто.
Рукожопые переводчики перевели название фильма на русский как «Мучения на
островах» - вовсе непонятно, из каких соображений. Да, действие (если его моэно
так назвать) происходит (если можно так сказать) действительно, на одном из
островов Французской Полинезии, но, как кажется, где-то увиденный мной альтернативный
вариант перевода названия как «Умиротворение» в разы лучше отражает и
творческий метод Серры и происходящее (условно) в фильме, разве что лишаясь
элемента игры слов, присутствующего в оригинальном названии.
Затянувшееся вступление – лишь отчасти признание в беспомощности рецензента
перед этим произведением искусства. Отчасти это тоже нечто конгениальное
(простите) тому, что делает со своим зрителем Серра. Дело в том, что в фильме,
по сути, не происходит ничего. На первый, второй, и даже четырнадцатый взгляды.
Да, какой-то конфликт есть, по острову разносится слух о том, что метропольная
Франция решила возобновить проведение своих ядерных испытаний, которое она
исторически и осуществляла в Полинезии. И, понятно, местные жители этого не хотят
– потому что радиация, рак, общая неблагоприятная обстановка и так далее.
Видимо, не хочет этого и главный герой фильма – какой-то представитель
французского правительства на острове в исполнении харизматичного и, по
ощущениям, постоянно в кадре обдолбанного (но это, видимо, репутация работает
против человека, ничего более) Бенуа Мажимеля.
И вот он начинает перемещаться по разным точкам острова – кабакам,
дистотекам, домам важных жителей и представителей разных стран – и беседовать.
И всё. Ну, ладно, в конце нам немножко покажут развязку – но не стоит ждать и
от неё откровений, это всего лишь очередной фильм Альберто Серры.
Если вы воспитаны в тоталитарном обществе (ну, это возрастное, до
известного возраста мы все да) и при этом были хороши в чтении между строк, в
трансформировании в своём сознании эзопова языка в язык понятных символов, и до
сих пор это умение не растеряли, то, возможно, вы получите удовольствие от всех
трёх часов бесконечных разговоров, полунамёков, полукружений каких-то этого
кино. Серру всегда интересовали процессы умирания и исчезновения – а сама жизнь
и вся современная наука говорят нам о том, что процессы эти не бывают быстрыми.
И здесь мы наблюдаем за начальной фазой процесса умирания, исчезновения,
аннигиляции. Это примерно как если бы истори человеческой смерти начинать
рассказывать с момента рождения этого человека. Что, по сути, было бы верно, но заход уж
слишком издалека. При этом, правда, сам человек должен постоянно мысль о
собственной грядущей смерти вертеть в своей голове, никогда не проговаривать
вслух, но всё время иметь в виду и жить с этим сознанием.
Ну и конечно есть в фильме Серры место и понятной для него социалочке, хватает
критики современного общества – и просто красивых кадров. В конце концов, пока
их не разнесут бомбами, острова Полинезии будут оставаться одним из самых красивых
мест на нашей обречённой планете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий