Идеи и их исполнение
(«Невероятно, но факт»/ „Incroyable mais vrai“, реж. Квентен Дюпьё, Франция-Бельгия, 74
мин.)
П.И.Филимонов
С Квентеном Дюпьё такая странная история. Он, может быть, один из самых
творческих и безбашенных людей в современном европейском кинематографе по части
придумывания завязок и интересных сценарных ходов. А дальше происходит как-то
очень по-разному. В некоторых фильмах, таких, как, например, «Оленья кожа» или «Шина»
его воображение на этом не останавливается, и развитие сюжета идёт столь же
могучими абсурдистскими темпами, что и его завязка. В других, таких, как, например,
«Жвалы», с движением истории существуют проблемы.
Я бы отнёс «Невероятно, но факт» всё-таки ко второй категории. Правда,
компенсируется ситуация тем, что тут в голову Дюпьё пришла не одна, а сразу две
безумных идеи. И соединяет он их довольно просто, отдаёт каждую из идей одной
из двух действующих в фильме семейных пар, которые, к тому же, дружат домами.
Мари и Алан покупают дом, в котором существует так называемый темпоральный
люк. Дальше будет сложно, но так уж, видимо, устроен мозг Квентена Дюпьё. Этот
люк никуда не ведёт, он замкнут сам на себя, другими словами, если залезть в
него, то вылезаешь обратно ровно в том же самом доме. Но – с одной стороны, ты
перемещаешься во времени на 12 часов вперёд, а с другой стороны, ты перемещаешься
во времени на 3 года назад, то есть, молодеешь на три года. Не спрашивайте – я сам
не понимаю, дело не в этом, просто нужно принять как данность. И если Алан не
слишком хочет пользоваться этой неожиданной возможностью – потому что он за
честное старение и к тому же подозревает неладное, то Мари не остановить.
Женщина решила помолодеть и женщина пролезает через люк по пять раз на дню. У
неё есть мечта – стать популярной моделью – и она будет к этой мечте идти сквозь
все побочные эффекты, о которых догадывался её муж.
Но это ещё что. У второй пары – Жерара и Жанны – история покруче. Там
Жерар, тоже некоторым образом борющийся с последствиями старения, поступил
радикально, удалил себе член и поставил на его место электронный. Который
работает всегда и безотказно. Впрочем, ровно до того момента, пока не ломается,
как и вся безотказно работающая техника. А поскольку во Франции, да и вообще в
Европе, таких пока не делают, за запчастями и ремонтом приходится ехать в Японию.
Фильмы у Дюпьё обычно сверхкороткие, так что примерно половину, если не больше «Невероятно, но факт» я вам уже рассказал. И вот ровно до этого момента смотреть его легко и весело, как всегда бывает с началами фильмов Дюпьё. Потом неизбежно наступает такой момент, когда историю надо куда-то двигать и как-то развивать, думать о какой-то кульминации и развязке, на что сил у французского фантазёра хватает не всегда. Но – опять-таки потому, что фильмы у Дюпьё принципиально короткие (например, «Невероятно, но факт» идёт всего 74 минуты), долго он по поводу постигшего его творческого тупика не парится и не депрессует, думаю, что, например, потому, что в голове у него уже теснятся идеи для новых сногсшибательных фильмов. Есть такие творцы, которым интересно не столько развивать уже родившиеся идеи, сколько выдумывать новые, одна безумнее другой. За это мы Дюпьё и любим. Хотя и не безусловною любовью, потому что законы повествования никто не отменял.
Комментариев нет:
Отправить комментарий