Женщины и солидарность («Её правда»/ „She
Said“, реж. Мария Шнайдер,
США, 129 мин.)
П.И.Филимонов
Ещё один новый жанр последних кинематографических лет – кино о журналистском
расследовании. Например, «В центре внимания» Тома Маккарти или даже «По воле
божьей» Франсуа нашего Озона. Эти фильмы, надо признать, объединяют два
обстоятельства, которые повторяются в них неизбежно, как закон всемирного
тяготения. Во-первых, фильмы эти говорят о важных моментах в развитии общества,
о каких-то кардинальных сломах устоявшихся понятий ли, идей ли, иерархий ли – о
том, что, так или иначе, переформатирует мир вокруг нас, создавало и продолжает создавать ту новую этику в координатах
которой мы более-менее сейчас и живём, кто бы как бы не ерепенился в
противоположном смысле. Во-вторых, фильмы эти – все, без исключения – безнадёжно
скучны.
Возможно, это, конечно, особенности моего организма, неспособного видеть драму
и саспенс в истории, где действия как такового нет, а есть отматывание назад и
бесконечные разговоры об этом действии, где люди, в основном, просто общаются,
где весь фильм состоит практически исключительно из диалогов. И это не
тарантиновские какие-нибудь диалоги, где каждую фразу можно вычленять и пускать
на афоризмы, не вудиалленовские диалоги, похожие на виртуозный словесный
пинг-понг. Это скучные юридически выверенные разговоры, с грациозностью бульдозера
ведущие к конкретной цели. Даст Ашли Джадд интервью «Нью-Йорк Таймс» или нет.
Поддержат её остальные женщины в выдвижении обвинений против Харви Вайнштайна –
или нет.
Да, «Её правда» Марии Шнайдер – это кино про «миту», про то, как начиналось
это важное движение, про то, как, совсем вроде бы ещё недавно, общество наше претерпело
необратимые изменения в смысле дозволенности в отношениях между «власть имущими»
мужчинами и находящимися в зависимом от них положения женщинами, хотя на самом
деле, пол здесь не важен, пусть он и был важен для Марии Шнайдер, да и вообще в
контексте конкретно истории про Вайнштайна.
Две журналистки «Нью-Йорк Таймс» раскручивают сексуальный скандал про
домогательства Харви Вайнштайна к актрисам и разным другим окружавшим его
женщинам. Все понимают, что эти домогательства действительно были, все признают
это, но ни одна женщина (включая начавшую эту кампанию актрису Эшли Джадд, которая
в «Её правде» играет сама себя) до поры до времени не решается дать открытое
интервью под запись, с обнародованием собственного имени. И вот сейчас уже даже
и непонятно, почему. Непонятно именно потому, что за каких-то шесть-семь лет,
прошедших с момента начала этой истории, мир в этом (в дургих тоже, но сейчас не
о них) смысле изменился бесповоротно, и заявить о неподобающем поведении человека,
имевшего над тобой ту или иную форму власти уже не так стыдно и стрёмно, как
раньше.
В том числе благодаря Эшли Джадд, благодаря этим двум журналисткам, благодаря
всем тем женщинам, которые решились рассказать о том, что с ними проделывал
Харви Вайнштайн.
И вот я всё понимаю, я так им сочувствую, я готов разорваться на сто частей,
как пел некогда ни в чём подобном не замеченный Александр Вертинский, но
почему, почему, почему (как пел много позже Валерий Леонтьев) фильм про
сексуальный скандал должен быть таким безумно скучным? Неужели нет никаких
способов оживить повествование, добавить саспенса – неважно, что мы все прекрасно
помним, чем всё закончилось, есть же какие-то приёмы.
Жанр ещё молодой, будем надеяться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий