Страсти вокруг «Ольде Хансы»
(«Аптекарь Мельхиор. Призрак» /“Apteeker Melchior.
Viirastus“, реж. Эльмо Нюганен, Эстония, 90 мин.)
П.И.Филимонов
Во второй часи трилогии фильмов об аптекаре Мельхиоре по сравнению с частью
первой довольно мало что изменилось. По-прежнему, основная масса действия
происходит где-то в районе ресторана «Ольде Ханса», но это создателям фильма
никак нельзя ставить в упрёк – там действительно достаточно живописно и очень
похоже на то, как оно могло выглядеть в Средние века. По-прежнему красива пара
главных героев фильма – сам Мельхиор и его полная тайн возлюбленная Кетерлин в
исполнении Мяртена Метсавийра и Маарьи-Йоханны Мяги. По-прежнему удачно
кривляются прочие известные эстонские актёры в остальных ролях. По-прежнему
очень хороша картинка.
По-прежнему детективная составляющая истории оставляет желать много
лучшего. И на примере второго фильма более-менее становится понятно, почему. Здесь
есть завязка от хорошего классического детектива – ужасающее убийство,
совершённое при крайне загадочных обстоятельствах, чем загадочнее, тем лучше.
Ещё лучше, чтобы убийство казалось актом действия какой-нибудь
сверхъестественной силы, чтобы не казалось в человеческих силах его объяснить.
Есть, как уже было сказано, обаятельный следователь-непрофессионал, наш
эстонский Шерклок Холмс или, скорее, учитывая историческую канву происходящего,
наш Эраст Фандорин.
Дальше хуже. В тех детективах, к которым мы так привыкли, существует либо
чётко очерченный круг подозреваемых (так называемый «герметичный детектив»), и
искать преступника как ведущий расследование персонаж, так и мы должны только в
пределах этого круга. И вот эти попытки вычисления убийцы вместе, а то и
раньше, чем это удастся какому-нибудь Пуаро, и составляют главную прелесть
герметического детектива. Или есть детективы вроде рассказов о Шерлоке Холмсе,
когда главное, что побуждает нас листать страницы, стремясь к развязке – это
показанная мощь работы интеллекта протагониста.
В «Аптекаре Мельхиоре» как-то нет ни того, ни другого. Да, Мельхиор
обаятелен и неизменно находит разгадку самых запутанных происшествий – но
делает это непонятным для нас образом. Не проясняемым для нас образом. Он
ходит, закглядывает в какие-то дома, задаёт какие-то вопросы, иногда даже
изучает трупы, а потом собирает городскую элиту в здании ратуши и рассказывает,
кто супостат и чем его супостатство вызвано. Без объяснения, как он до этого
дошёл. Это немножечко разочаровывает
Нет, конечно, такие детективы тоже имеют право на существование, в конце концов,
умение придумывать достоверные, лихо закрученные и логично раскручиваемые
детективные фабулы дано далеко не каждому, это редкий дар. И, в целом, мы
должны быть довольны уже и тем, что у нас появился свой родной раскрыватель
преступлений, который, при должной удаче, выйдет на международный уровень и
станет таким же стереотипным эстонцем, как, например Пуаро – бельгиец. Просто
очень бы хотелось, чтобы за дальнейшими приключениями Мельхиора и его друзей и
подручных было интересно следить не только с точки зрения узнавания топографии
и знакомых лиц актёров второго, третьего и прочих планов, а и с точки зрения
чисто детективной интриги. Пока – не скажу, что её нет совсем, но как-то мозгу не за что
зацепиться, у зрителя не получается отождествиться с расследованием и пытаться
думать вместе с заглавным персонажем. Отчего в глубине захвата фильм несколько
теряет. Хотя второй фильм с этой точки зрения, как показалось, уже лучше
первого. Ждём третьего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий