Яан Ууспыльд стоит за барной стойкой
(«Дерево вечной любви», реж. Меэль Палиале, Эстония, 82
мин.)
П.И.Филимонов
Что у нас умеют снимать, так это абсурдные и смешные роуд-муви. Мне так
вообще кажется, что эстонский кинематограф последнего времени начался с фильма «Яан
Ууспыльд едет в Тарту», и все остальные наши роуд-муви вышли ровно из
ууспыльдовской шинели. В фильме «Дерево вечной любви» (где из русского перевода
названия почему убрали одного из главных героев, Кийка, и топор, но топор
понятно почему, топор в картине довольно эпизодичен, хотя и важен) Ууспыльд
тоже играет, на этот раз второстепенную роль бармена. Возможно, тем самым передавая
эстафету новому поколению едущих в Тарту. Или, в данном случае, в другой
населённый пункт, название которого вот совсем вылетео у меня из головы. Вуксвере?
Вукавере? Вукса? Не помню.
Не так это и важно. Едут они, два друга Кийк и Эрик, чтобы срубить дерево
вечной любви, которой всё равно нет, вот и девушка Кийка ему изменила. И акт
срубания дерева должен иметь для Кийка символическое значение.
Но и это конечно неважно. В роуд-муви редко бывает важен пункт назначения.
В «Дереве вечной любви», впрочем, герои даже в него прибывают (Выковере?
Вуоксала?), они серьёзные молодые люди, они не забыли, зачем ехали, так что они
даже пытаются осуществить задуманное.
Важнее же всего в роуд-муви две вещи. Те люди, которых герои встречают по
дороге, и те изменения, к которым эта дорога приводит в их жизнях. Так обычно
происходит во всех лучших роуд-муви, не исключение и «Дерево вечной любви». Как
водится, речь идёт о прощании с юностью и вступлением в молодость (про зрелость
в случае героев данного конкретного фильма говорить не сильно приходится), о
поисках себя и своего предназначения, о переоценке ценностей, о всём, что
связано с переходом из одного этапа жизни в другой.
Всё это в «Дереве вечной любви» есть. Как есть и традиционный эстонский
абсурдный юмор, которого так много было как раз в «Яан Ууспыльд едет в Тарту».
Словом, фильм молодых авторов держится в тренде, в русле и, возможно, даже в
моменте, в ресурсе и в материале. Кроме того, он в очередной раз показывает нам,
в какой красивой стране мы живём – природа Эстонии показана как-то ненавязчиво, но вот этим
мягким фоном она интересно оттеняет и где-то даже обволакивает всё происходящее, всех этих кинолюбителей вампирского
кино, одиноких викингов-ролевиков и полицейских на машинах семидесятых годов.
Время действия фильма, кстати говоря, определению не поддаётся. Мобильные
телефоны героев отчаянно несовременны, у меня был такой примерно в 1998 году,
все автомобили, встречающиеся в кадре – как минимум тридцати-сорокалетнего
возраста. В то же время реалии, слова и размышления персонажей – вроде бы из
дня сегодняшнего. Не знаю, может быть это фильм – вне времени, такого
населённого пункта (Вуртсвере? Выксапалу?) тоже, вполне возможно, не
существует. Тогда это и фильм вне пространства, он снят просто про абстрактную
Эстонию самого конца двадцатого и начала двадцать первого века. Что не делает
его ничуть хуже. В таких фильмах обстоятельства времени и места не имеют
большого значения. Это же не про приключения тела в пространстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий