С человеческим лицом
(«Самый лучший босс», реж Фернандо Леон де Араноа,
Испания, 119 мин.)
П.И.Филимонов
Ах, если бы жизнь у нас была как в Испании! Ах, если бы проблемы у нас были
как в Испании! Ах, если бы коррупция у нас была как в Испании! И самодурство, и
несправедливость, и непотизм и всё-всё-всё. Ну и климат до кучи.
В фильме «Самый лучший босс» Хавьер Бардем, харизматичный, как всегда,
играет владельца и директора завода по производству весов. Мало ли на чём можно
нажить состояние, вот семья бизнесмена Хулио Бланко, которого играет Бардем,
подвизалась на поприще весов. Его дедушка делал весы, его папа делал весы, сам
он тоже делает весы и стремится получать за это как можно большее количество наград.
В мире весов тоже существуют свои «Оскары», и Бланко как раз накануне присуждения
одного из них.
Да и кому ещё давать – он идеален, он прислушивается к сотрудникам и
вникает в их проблемы. Когда его друг и сотрудник рассказывает ему о кризисе в отношениях с женой, Бланко лично из кожи вон лезет, чтобы уладить семейные
проблемы одного из ближайших подчинённых. А что недалеко от его предприятия какой-то
недовольный сумасшедший устроил многодневный одиночный пикет против его
произвола, так что ж, как говорят друзья-американцы, shit happens, притом,
как позже оказывается, в самом прямом смысле слова.
А что он внезапно запал на молоденькую стажёрку, так в его возрасте это
тоже понятно и простительно, он же не знал, что это дочь его знакомых. А что
она ответила взаимностью на его западание – так и тут нет ничего удивительного –
ведь он же харизматичен, как Хавьер Бардем, не может же такая чистая и юная
девушка польститься на его богатство и положение. Не шантажистка же она, в
конце-то концов, всё честно, всё по любви!
Фильм де Араноа сам провозглашает своё
восхождение к традиции испанского плутовского романа, и, кажется, не обманывает
в этом ни себя, ни зрителей. Бланко – его классический персонаж, перенесённый в
двадцать первый век. Он крутится, обманывает, решает свои проблемы, подчас так,
что каждое решение множит новые проблемы, подобно отрубленным головам гидры. Но он не может
отступить, не может сдаться, потому что на кону приз, очередная шутковина из Зала
Славы Весов, которую он повесит на стенку в гостиной, предварительно просверлив
для неё дырку.
И он обаятелен. То ли это заслуга Бардема, то ли это вообще такой типаж, то
ли дело в стране. Если даже итальянские мафиози в некоторых фильмах про мафию
кажутся нам скорее симпатичными, чем теми чудовищами, которыми они являются по
факту совершаемых в кадре зверств, то что говорить о Бланко. Он всего лишь
обычный бизнесмен, кодекс поведения которого, в общем-то, соответствует кодексу
поведения почти любого делового человека. Ну как обычный – нет, не освсем
обычный, всё-таки он гораздо более успешен в своей профессиональной
деятельности, чем большинство из нас. Так что - что позволено Бланко, не слишком
позволено простым смертным. Но он, правда, не совершает ничего такого ужасного.
Не убивает (избиение же не считается), никого особенно не подставляет, не
ссорится с женой и, более того, старается быть примерным мужем и семьянином.
«Самый лучший босс» - конечно, сатира. А персонажи сатиры, чтобы быть
окончательно посрамлены и вывернуты, редко до конца преуспевают в своих замыслах.
Хотя, знаете, как посмотреть. Местами смешно, местами жизненно, местами и
смешно, и жизненно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий