То,
что бывает с другими
(«Всё
прошло хорошо», реж. Франсуа Озон, Франция, 103 мин.)
П.И.Филимонов
Принять ислам. Отбросить
копыта. Протянуть ноги. Сыграть в ящик. Уйти за радугу (пафосно и слащаво).
Обрести вечный покой. Отдать богу душу. Сколько ещё существует эвфемизмов,
означающих «умереть»? И это только в одном отдельно взятом языке. Объяснимо,
хотя и удивительно, что мы не говорим о том процессе, который нам всем
предстоит пройти, что мы стремимся как можно меньше о нём думать и всячески смазывать
его значение, если уж речь о нём и заходит.
У Франсуа Озона, режиссёра,
несомненно, интересного, плодовитого и заслуживающего всяческого внимания и
изучения, среди его многочисленных полотен попадаются фильмы-концепции,
которые, есть такое ощущение, снимаются только ради того, чтобы обозначить
феномен и высказать отношение Озона к нему. Года три-четыре назад он
представлял вниманию публики фильм «По воле Божьей», только для того, чтобы лишний
раз подчеркнуть: педофилия среди католических священников – во-первых, существует,
во-вторых – это плохо. Теперь вот «Всё прошло хорошо». Тоже из числа таких
фильмов-деклараций.
Это кино про эвтаназию,
если кто не в курсе. Про то, что Озон считает её возможным и даже естественным
ходом вещей для некоторых людей. Андре, 85-летний герой фильма, пережил инсульт
и вроде бы даже более-менее от него оправился, насколько это возможно в его
возрасте и положении. Но мысль об эвтаназии как-то очень сильно в нём
укоренилась, большую часть фильма кажется, что он собирается к ней прибегнуть
исключительно назло собственным дочерям, вокруг одной из которых, Эммануэль, и
вертится повествование.
По сюжету писать больше
не о чем, правда, в отличие от «По воле Божьей» здесь есть даже некоторая
интрига, не умирающая (ха-ха) до самого конца. У людей, подписавших заявку на
эвтаназию, есть право передумать буквально до самого-пресамого конца, и мы, уже
привыкшие к сумасбродному самодуру Андре и даже успевшие к нему немного
привязаться, надеемся, что он этой опцией воспользуется. Ну мало ли, ну вдруг
жизнь, как писал Даниил Хармс, победит смерть неизвестным природе способом.
Главное достоинство фильма
«Всё прошло хорошо» - его лёгкость. Это почти комедия. Комедия про то, как
человек решил добровольно уйти из жизни, а близкие ему в этом начинании
помогают. Или, во всяком случае, не мешают. В этом смысле Озон не пошёл самым простым
из возможных путей – не стал прошибать зрителя на слезу и расковыривать только-только
зарубцевавшееся. Подготовка к смерти показана в фильме как достаточно обыденная
вещь, как подготовка к путешествию, например, от происходящих в фильме мелких
событий не веет безысходностью и какой-то мнимой мрачной торжественностью. Андре,
а вместе с ним и его дочери (нужно, наверное, отдельно сказать, что одну из них,
главную героиню фильма, играет мечта позднесоветских школьников Софи Марсо)
живут одним днём и двигаются к намеченной цели поэтапно.
Озон бегло касается темы «эвтаназия
и юстиция», вообще не заостряя на ней внимание, снова только обозначая контуры
проблемы. Видимо, не об этом он хотел нам сказать. И совсем, к счастью, не
обращается к теме «эвтаназия и религия», иначе, как мне кажется, фильм грозил
стать тяжеловесным и противоречивым. Видимо, и это отдельно радует, и не об этом.
В общем, можно только позавидовать Франсуа и поставить себе цель обрести столь же лёгкое отношение к смерти, не предполагающее использование эвфемизмов и умалчивание о её фигуре.