Можно
составить город
(«Париж,
13 округ», реж. Жак Одиар, Франция, 105 мин.)
Есть такой отдельный
поджанр кино – кино про города. Часто они организуются во всевозможные киноальманахи
вроде «Раквере, я люблю тебя», но бывают и отдельные фильмы, что, впрочем, не
мешает им быть построенным примерно по тому же принципу.
Как лучше всего можно
описать город, особенно в кино? Как известно из одного источника, город живёт
счастьем своих людей, поэтому да, лучший способ показать жизнь города – через истории
его жителей. Какие истории не заставляют нас – зрителей – сильно отвлекаться от
идеи города, уходить в философские дебри, думать о разных вечных вопросах?
Правильно, истории о любви на фоне городского пейзажа. Ну, или шире, об отношениях
вообще.
Истории эти могут совсем
не пересекаться, как происходит в упомянутых киноальманахах или пересекаться по
касательной, как происходит в новом фильме Жака Одиара «Париж, 13 округ». Одиар
пошёл чуть дальше своих коллег по альманахам, и признался в любви даже не к
целому Парижу, а к его маленькой части, одному конкретному городскому округу
(что во вселенной киноальманахов, наверное, приравнивается к чему-нибудь вроде «Ыйсмяэ,
я люблю тебя»). И рассказывает он истории отношений четырёх разных персонажей,
один из которых, единственный мужчина из главных героев, заходит в обе
истории любви в разных качествах.
Потому что, в общем, всё
просто. Это две истории любви, причём, проспойлерю, обе со счастливым концом.
Обе не самые обычные, обе сильно связаны с сексом, но не как элементом и
составной частью этой любви, а как процессом, в разных степенях эту любовь окружающим,
что ли. В первой истории он, как это ни странно, становится триггером
недопонимания персонажей, во второй, наоборот, объединяет двух героинь без
того, чтобы он физически между ними происходил.
И всё это на фоне
тринадцатого округа, про который я особенно ничего не знаю, и который Одиар как
таковой и не показывает, никаких особенных планов архитектуры или ещё чего-либо
подобного в фильме нет. Просто люди с их отношениями, особенностями и странностями,
которых хватает. И не имеет, наверное, никакого значения, в каком конкретно
округе Парижа, да даже и вообще в каком городе они живут. Такие истории,
пожалуй, могли произойти в любом европейском городе. Потому что если подобные
фильмы и альманахи и имеют какую-то мораль или там заложенный посыл, то они
заключаются исключительно в том, что люди везде одинаковые, что в тринадцатом
округе Парижа, что в Килинги-Нымме. Они любят и ненавидят, они заботятся и
пренебрегают, они разговаривают и молчат, они ходят и бегают.
И тем не менее – зачем-то
же такие фильмы называются именно теми топонимами, которыми они называются. Значит,
всё-таки что-то в новом фильме Одиара есть эксклюзивно парижское, особенно
пахнущее тринадцатым округом. И часть очарования подобных фильмов (а они,
бесспорно, очаровательны) как раз в том и заключается, что в те места, о
которых они рассказывают, большинство из их зрителей никогда не попадёт. А если
и попадёт, то ничего не почувствует. А если и почувствует, то не свяжет с
просмотренным когда-то фильмом. Даже несмотря на то, что в оригинальном его
названии «13 округ» написан маленькими буквами и представляет из себя уточняющий
подзаголовок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий