Его и не было
(«Цой», реж. Алексей Учитель, Россия-Латвия-Литва, 94
мин.)
Вот и снова приходится обзирать фильмы, не посмотренные в приятном уюте
кинотеатра, а заточенные дома на диване. Такое уж время. Впрочем, думаю, что
этот фильм в наших кинотеатрах рано или поздно покажут, причём, скорее рано,
чем поздно.
Я думаю, что Алексей Учитель в некотором роде чувствует себя причастным ко
всей этой музыкальной истории, потому что он одним из первых вывел всех этих
чуваков на более или менее мейнстримный уровень в своём дебюте – документальном
фильме «Рок», кадры из которого милым самоцитированием мелькают и в «Цое». Я
думаю, что именно в силу этого обстоятельства он считал своим внутренним долгом
как-то высказаться на эту тему, как-то её развить и попытаться вписать в
контекст эпохи и так далее, что, спустя значительное количество времени,
является вполне оправданным желанием. Я думаю, что он имел на это полное право.
Более того, я думаю, что он прекрасно себе представлял, что снимает, и что
ему будут говорить по этому поводу многочисленные поклонники, фанаты и просто
ревнители. Фраза мента, обращённая в самом начале фильма к герою Цыганова «Тебя
сейчас фанаты на куски порвут» - мне кажется, тоже, уже чуть менее милая,
саморефлексия Алексея Учителя. Я думаю, что точно так же, как фильм
Серебренникова «Лето» был не про Цоя, точно так же и фильм Учителя «Цой» - не
про Цоя. Собственно, в этом фильме плохой мне показалась ровно одна вещь. Это
примерно никак не вытекающий из предыдущего развития событий финал, с похожим
на Цоя восточного вида юношей, который просит у героя Цыганова прикурить возле
разведённого питерского моста и зачем-то декларативно объясняет Цыганову, а
больше, конечно, зрителям, что «Цой-жив». Вот это зачем? Ну ещё, полагаю, можно
придраться к тому как и зачем Цыганов говорит по-латышски. Видимо, чтобы
подчеркнуть сознательность своего персонажа, его стремление быть с народом
своей страны в наступившем ровно через год моменте определения. Только
почему-то его латышский ограничивается словами «Спасибо» и «Балтийский пломбир»
(кажется). Тут, пожалуй, нужно выбрать – либо трусы, либо крест.
А в остальном, как и «Лето» (сравнения с которым для фильма Учителя,
видимо, неизбежны) – это фильм про людей. И он не обязан нести никакой вам
исторической правды. Ну знаете вы, что на самом деле водителем того самого
злополучного автобуса был вовсе даже этнический латыш, и что никакого гроба он
потом в Питер не вёз, и что всё после смерти кумира было совсем не так, и что
экс-жена была не Марина, а Марьяна, а сын не Женя, а Саша – ну и что? Знаете –
и знайте. Это художественное произведение, о чём Учитель, собственно, нам и
сообщает в дисклеймере в конце фильма.
Это, конечно, не про Цоя, а про Цыганова. То есть, про его героя. Цой здесь
представлен исключительно как такой бог из машины (в самом прямом смысле этого
слова), только функция его - не улаживать и утрясать события, возвращая жизнь в
нормальную колею, а ровно противоположные. Труп Цоя является в этой истории
макгаффином, вокруг которого крутится весь сюжет, но практического применения
которому так и не находят. Это история о том, что теоретически происходит после
смерти любого человека такого масштаба. Это история про ощущение себя убийцей –
и убийцей кого-то очень значимого, путь не для тебя, но для окружающих тебя
людей. Это, в конце концов, довольно типичное роуд-муви, и дорога, как и
всегда, здесь показывает, кто есть кто, меняет людей и даже местами
выворачивает их наизнанку.
Другое дело, что органика актёра Цыганова не позволяет ему вывернуться
наизнанку. И Учителю тоже не удаётся вытащить из него что-либо иное, чем
типичный взгляд «искоса, низко голову наклоня» и лаконичные, какие-то
пост-хемингуэевские реплики. Но это тоже знаете ли – есть громадное количество
людей, которые именно за эту неизменность актёра Цыганова и любят. Точно так
же, как есть и те, кто любят Цоя, и хотят, чтобы всё было, так как они
представляют в своей любви, а не так, как в своей любви представляет Алексей
Учитель.
Ключевой момент фильма – это, конечно, когда Цыганов, уже отпущенный
восвояси, перед тем самым разведённым мостом, всё-таки ставит заветную кассету.
Как писал совсем другой поэт,
„not
with a bang, but with a whimper“. И
чем дальше, тем больше это похоже на правду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий