По направлению к лигалайзу
(«Наркомама», реж. Жан-Поль
Саломе, Франция, 106 мин.)
Таких фильмов выходит с некоторой периодичностью какое-то количество. Это
далеко не первая история о нуждающейся в деньгах (или хобби) домохозяйке (или
нет, неважно, в данном случае, полицейской переводчице), которая начинает
заниматься либо выращиванием конопли, либо продажей (как в этом фильме)
готового продукта её обработки. Тем не менее, количество таких фильмов пока ещё
не зашкаливает за разумные пределы, поэтому оскомины они пока не вызывают и
каждый новый образец жанра смотрится достаточно свежо.
Решены эти фильмы, понятно, в жанре комедии. Ну потому что нет ничего
смешнее, как показывают нам многочисленные режиссёры, стендап-комики и прочие
артисты балета, чем алкоголь и наркотики. Комедии криминальной, по опять-таки
понятной причине – где наркотики, вокруг всегда полиция, и любая, даже самая
безобидная домохозяйка или полицейская переводчица всегда рискует потерей
репутации, а то и свободы. Но не нашей симпатии, разумеется.
Потому что в целом подобные фильмы, как мне показалось вот сейчас, при
просмотре «Наркомамы», строятся на допущении, что марихуана, гашиш и прочие
производные конопли - не есть зло. Зло – всё то, что связано с этим бизнесом,
его криминализированность и крутящиеся вокруг него типы, или даже типЫ, как сейчас
намного моднее говорить. Почему-то вдруг показалось, что все подобные фильмы
выполняют достаточно важную функцию – постепенно готовят почву к
декриминализации и, соответственно, последующему лигалайзу лёгких наркотиков
растительного происхождения. Что, конечно, сложная и комплексная тема, но, если
сводить её к каким-то простым и доступным высказываниям, давно назревшая в
цивилизованных странах мера. С другой стороны, если будет лигалайз, не будет такого
количества комических ситуаций вокруг этого бизнеса, не будет и криминальной
составляющей этих комедий, и сам жанр может постепенно сойти на нет, так что
режиссёры некоторым образом рубят сук, на который только ещё собираются
присесть, ивзините, если у кого-то слишком богатое воображение.
Что ещё важно в случае с фильмом «Наркомама» - это то, что мы в очередной
раз за несколько последних лет видим, насколько многогранна и гибка в своём
актёрском даровании Изабель Юппер. То ли это мне так повезло, то ли это
объективная картина мира, но почему-то из всех ныне здравствующих гранд-дам
французского кино за последние пару она снималась в наибольшем количестве
фильмов - ну или наибольшее их количество с ней доходило до наших экранов: («Будущее»,
«Хэппи-энд», «В объятиях лжи», и др.). И она везде разная, при том, что,
странным образом, и везде одинаковая. То есть, есть у неё какие-то одной ей присущие
штампы (как и у всякого профессионала актёрского дела), пользуясь которыми, она
умудряется создавать самые разные образы.
«Супермама» обозначена в аннотациях как комедия, но, поскольку это комедия
французская, на прям посмеяться можно не надеяться. Основная масса весёлых
моментов фильма связана с двумя назадачливыми компаньонами героини Юппер по
этому опасному бизнесу, арабами, и её соседями по дому, китайцами. В этом
смысле режиссёр вступает на опасную тропу создания комического эффекта за счёт
высмеивания национальных особенностей того или иного персонажа. Впрочем, можно
воспринимать это и как пляски вокруг национальных стереотипов, да и вообще,
если всё время думать о политкорректности, можно закрывать искусство в
принципе. Своим негласным призывом к лигалайзу Жан-Поль Саломе выторговал себе
индульгенцию на многие другие (лже)косяки и прегрешения.