Знай и люби свой край
(«Праздник», реж. Владимир Логинов, Эстония-Беларусь, 67
мин.)
П.И.Филимонов
Стереотипным высказыванием о нашей стране является то, что она маленькая.
Нет у нас широты, лесов, полей и рек и тому подобного. Но это, знаете, как
посмотреть. Даже в маленькой стране можно найти удивительно разные уголки, такие
уголки, о существовании которых не
подозревают в каких-то других уголках. Точнее, подозревать-то они подозревают,
но вот о том, как живут люди в этих первых уголках, жители вторых не имеют ни
малейшего представления. Это называется экзотикой. Это называется антропологией
– изучением обособленных и своеобразных племён.
Порой кажется, что творческий метод Владимира Логинова заключается только в
том, чтобы найти место. Найти место, поставить туда Макса Голомидова с камерой,
и отойти в сторонку. Дальше приходят люди, и обнажаются, показывают о себе всё.
Хотят, естественно, как лучше, а получается, как всегда.
Фильм «Праздник» – о таком своеобразном явлении нашей эстонско-русской
жизни, о котором не имеют понятия коренные жители – о маардуской Сорочинской
ярмарке. Отдельный вопрос – с хера ли вообще в какой-то момент жители и
властные структуры этого прекрасного во всех отношениях города решили, что они
имеют какое-то отношение к классику русской и украинской литератур – но это,
видимо, уже покрыто мглой истории и туманом войны. Решили и решили. Сорочинская
так сорочинская. Ярмарка так ярмарка. И семь лет назад туда приехал Логинов и
поставил Голомидова. И отошёл.
Думаю, что многие из нас, если нам вдруг случалось попадать в маленькие
провинциальные российские городки, вроде какой-нибудь заповедной Ропши,
непролазного Лодейного Поля, паточно-сладкой Опочки и так далее (выборка
рандомная, ни о чём не говорящая) не раз ловил себя на снобистском осознании
собственного европейского превосходства над всеми этими привокзальными
туалетами семидесятых годов пятнадцатого столетия, над шелухой от семок, до
колен застилающей путь первопроходцам из Евросоюза, над этими танцами на
лужайке под неизвестного не только нам, а и никому исполнителя Панайотова, над
всем тем, о чём с трепетом и любовью писали многочисленные русские классики, и Гоголь
в том числе.
А не надо, оказывается, никаких Ропш, Опочек или Базарных Сызганов. Поезжайте
в Маарду, можно было сказать ещё до 2014 года – и всё будет. Теперь, увы,
нельзя. Потому что война в Украине и потому что сорочинская ярмарка свернулась
и превратилась в обычную «осеннюю».
Но есть фильм Логинова, который переносит нас во времени. Так-то в головах
у людей, конечно, мало что изменилось, думаю, что провинциальная русскоязычная
жизнь продолжает оставаться всё такой же невероятной и даже, как ты ни
сопротивляешься, милой в этой своей нелепости, всё так же жив и веселит публику
Николай Швец, всё так же процент победительниц конкурсов красоты города Маарду стремится
догнать процент женского населения города Маарду, всё так же прямо несёт свою
спину несравненная Тамара Романна (не дай бог я сейчас перепутал).
Более того, я думаю, что, если бы Логинова интересовала и эстонская
составляющая нашего общества, то, поставив камеру с Голомидовым на любой из
луково-чесночно-ряпушных ярмарок в эстонском маленьком городке А, Б или Ц, он
увидел бы примерно такую же картину.
Но его интересует русскоязычный сегмент нашего общества. И мы смотрим на
него (на себя, потому что куда же мы денемся от саморефлексии) его глазами, точнее,
глазами оставленного им Голомидова с камерой и, несмотря на то, что сам Логинов
неоднократно пропагандировал любовь и нежность ко всем своим героям, испытываем
гораздо более сложную гамму чувств. Мы ржём, как маардуские плюшевые лошади. Мы
восхищаемся. Мы ужасаемся. Мы понимаем, за что над нами, русскими, смеются, за
что нас любят, за что нас не любят и, может быть, даже за что нас боятся. Потому
что, как уж вы там хотите, но это ведь я/мы – сорочинская ярмарка. Это ведь я/мы
– Николай Швец. Это ведь я/мы – мисс Маарду. Как бы мне/нам ни хотелось
обратного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий