Два человека на сундук метрвеца
(«Маяк», реж. Роберт Эггерс, Канада-США, 109 мин.)
П.И.Филимонов
Этот фильм можно трактовать примерно пятнадцатью разными способами. И ни
один из них не будет окончательным. Возможно, именно это и имели в виду люди,
присваивающие фильмам жанры, когда назвали «Маяк» - мистерией. Здесь ничего
нельзя принимать на веру, хотя, вроде бы, в классической мистерии именно на
вере всё и основано. Ну или при просмотре «Маяка» зрителям так или иначе придётся
выбрать себе точку зрения, выбрать себе позицию.
Либо они настроятся на рациональный лад и будут пытаться понять, что же
происходит на самом деле. Где пролегает грань между реальностью и
галлюцинациями обпившихся керосина главгероев. Честь и хвала таким зрителям,
если они эту грань вычленят. Эггерс, как мне показалось, сделал всё, чтобы это
было невозможно. Но, как известно, на каждую резьбу всегда найдётся свой болт,
так что есть надежда, что кто-нибудь продержится в этой лодке до конца, не
разрубив её на фиг топором вместе с Уиллемом Дафо.
Есть второй путь. Можно отдаться на волю этому самому плохому из плохих трипов
и пройти с режиссёром и его героями весь путь до конца, не сильно задумываясь
над границами реальности. Это будет непросто, это будет некомфортно, это будет
местами даже мучительно, но скажите спасибо, что с вами не происходит то, что
происходит с персонажем Роберта Паттинсона в прямом смысле слова.
Роберт Эггерс снял очень странное, но нельзя не признать, что
завораживающее кино. Если вы думаете, что он продолжил тенденции своей «Ведьмы»,
вы будете посрамлены. «Маяк» вообще нельзя назвать фильмом ужасов ни с одной из
привычных нам точек зрения. Вроде бы и элементы мистического там присутствуют,
но пойди пойми, это на самом деле элементы мистического, или это всего лишь побочный
продукт химической реакции человеческого мозга и выделяемых керосином токсинов.
«Маяк» - это, в некотором смысле, деконструкция человека, его низведение до
уровня какого-то йеху, и о причинах этого разложения тоже можно лишь
догадываться. Нет, конечно, возможен самый простой и, возможно, самый
объяснимый вариант – люди перепились жидкостями, не предназначенными для
употребления вовнутрь и с ними случилось то, что случилось. Можно,
действительно, успокоить себя такой трактовкой событий и не дать этому фильму
заползти к себе под кожу. Но что-то мне сдаётся, что Эггерсом всё задумывалось
не настолько просто. Ну и потом сам маяк, его главный элемент, вот эта круглая
светящаяся хреновина. Этот заветный какой-то артефакт, из-за невозможности
прикоснуться к которому одним из героев и начинается весь сыр-бор. Тут одним только керосиновым
алкоголизмом дела не объяснишь. Явно Эггерс что-то такое про него знает и
пытается нам намекнуть. При первом приближении это слегка напоминает ковчег из
первого фильма про Индиану Джонса, помните, когда немцы его открывают, оттуда
вылетают неведомы зверушки и съедают любопытных исследователей как-то до
костей. Но это только при первом приближении.
Но, наверное, мистерия – она на то и мистерия, чтобы прямых и однозначных
ответов не давать. Ясно одно – чаек лучше не убивать. Чисто на всякий случай.
Комментариев нет:
Отправить комментарий