Псилоцибин как фольклорный опыт
(«Солнцестояние», реж. Ари Астер, США, 146 мин.)
П.И.Филимонов
Если вы видели «Реинкарнацию», то стоит вам сказать, что это тот самый
чувак, который её снял, и вам всё станет понятно. Если нет, как бы вам объяснить.
Ари Астер – человек, который на наших с вами глазах спасает скатывающуюся в
подростковое дрочилово индустрию хоррор-фильмов, возвращает ей полёт и
величественность. Наконец, его фильмы по-настоящему страшные. Неприятно страшные.
Страшные, какими бывают ночные кошмары нормальных взрослых людей, без всяких
там бугимэнов и песочных человечков, со своей логикой и необратимостью гибели.
Ты умрёшь не потому, что какие-то непонятные мистические силы хотят этого; ты
умрёшь потому, что весь ход событий не оставляет другого варианта их развития.
Умрёшь как-нибудь максимально страшно и неприятно.
«Солнцестояние» примечательно по ещё двум причинам. Во-первых, Ари Астеру
удалось снять этнографический фильм ужасов на абсолютно европейском материале.
Это когда группа незадачливых путешественников попадает в затерянное – обычно где-нибудь
в лесах бассейна Амазонки – племя с очень своеобразными традициями. Здесь это
не племя, а небольшая религиозная община в бесхитростной и наивной Швеции, отличающаяся именно
вот своеобразным празднованием летнего солнцестояния, всеми нами нежно любимого
и яростно ненавидимого Яанипяэва. Возможно, конечно, что для американского
зрителя, для которого, наверное, в первую очередь снимал американец Астер, эта
далёкая Швеция столь же загадочна и экзотична, как для нас какие-нибудь Перу
или Гватемала. Я же говорю о своём восприятии – чего там может быть страшного,
в этой знакомой стране, на которую мы в чём-то даже где-то ориентируемся и куда
мы отчасти иногда стремимся с точки зрения скучной рутинности оптимального
существования. И да, убивают героев «Солнцестояния», пожалуй, скучно и рутинно.
От чего, понятное дело, делается ещё страшнее. Во-вторых, персонажи «Солнцестояния» примерно
две трети фильма жрут различные расширяющее сознание средства природного
происхождения – и Астер находит художественный приём, подчёркивающий их
состояние. Если будете смотреть, обратите внимание на растительность и на
природу вообще в фильме. Она почти постоянно движется, переливается и
пульсирует, не знаю, как сказать точнее, это не та атмосфера всеобщей паники,
что была у Ноэ в его «Экстазе», а, скорее, постоянно присутствующее на
подсознательном, а потом уже и сознательном уровне чувство ненормальности
происходящего.
Умирают в «Солнцестоянии» достаточно разнообразно, но одинаково страшно, в
этом смысле, пожалуй, повезло только Джошу, он отделался достаточно легко. Как
и в классических фильмах ужасов, и в «Солнцестоянии» есть один выживший из
группы затесавшихся не туда, куда надо, чужаков. Но, примерно так же, как и в «Реинкарнации»,
не факт, что судьба была к этому выжившему более благосклонна, чем к его
погибшим друзьям.
И ещё одно отличие фильма Астера от стандартного фильма ужасов – он длинный.
Но за два с половиной часа экранного времени глаз от экрана почти не
отрывается, внутреннее напряжение совсем не отпускает, в некоторых моментах рядом
сидящие женщины закрывают лица и только превратно понимаемая мужественность и
показной пофигизм мешают тебе сделать то же самое.
Серьёзно, я не советую этот фильм людям, не уверенным в собственной нервной
системе. Это по-настоящему впечатляющее кино.