Приключения франшизы
(«Мужчины», реж. Герда Кордеметс, Эстония, 96 мин.)
П.И.Филимонов
Режиссёр Герда Кордеметс сняла фильм по популярному в Эстони спектаклю с
таким же названием и с теми же исполнителями главных ролей. И фильм, и спектакль,
в свою очередь – оба сделаны по франшизе «Квартета И» «О чём говорят мужчины». По
самому первому фильму. Поэтому интересно как раз проследить вот эти приключения
франшизы, что режиссёры вторичного продукта оставляют, что убирают, что меняют
под местные реалии. Достаточно увлекательный процесс. Начнём с того, что убрали
одного из персонажей. В эстонской франшизе мужчин – трое. И выяснилось, что, в
общем, ничего от этого не теряется, все эти знаменитые квартет-и-шные диалоги
вполне раскладываются и на троих. С типажами тоже не всё однозначно. В эстонской
версии двое из трёх персонажей – герой Тийта Сукка и герой Маргуса Прангеля
представляют из себя один и тот же, если я правильно понимаю это выражение,
психотип. Разнообразие героев становится от этого существенно меньше, отчего несколько меньше становится и смыслов, честно говоря.
В сюжете тоже много изменений, видимо, «Квартет И» не ставит прям жёстких
условий по франшизе, и это, как мне кажется, к лучшему. Авторы адаптации имеют
достаточную свободу манёвра, чтобы подогнать какие-то вещи под своё видение
концепции. Достаточно неожиданно, например, в фильме «Мужчины» появляется
неявно продавленная, лёгкая, чуть заметная, но всё же любовная линия. С ней
история что-то, безусловно, приобретает, но что-то, точно так же, несомненно, и
теряет. Едут герои не на концерт в Одессу, а на никому толком не известный
остров Харакасаар спасать от депрессии и возможного самоубийства сына одного из
них.
Почти дословно из оригинальной версии оставлены сцена в ресторане с дефлопе,
сцена с немцами и сцена с Жанной Фриске, от заманчивого предложения которой
отказывается один из персонажей. В роли Жанны Фриске выступает Кармен Кассь. Ну
то есть, сама она в фильме не появляется, все роли в вымышленных и
гипотетических ситуациях, о которых говорят мужчины, исполняют они же сами плюс
ещё некоторое количество приглашённых актёров-тоже мужчин. Но, знаете, мужество
Кармен Кассь всё-таки подкупает. Можно же было сослаться на печальную судьбу
Фриске и не дать своего согласия на появление имени в таком контексте, хотя
вряд ли её, конечно, спрашивали.
В остальном тон фильма «Мужчины» достаточно близок к оригиналу. Такие же
смешные до грустного и грустные до смешного разговоры мужчин вокруг кризиса среднего
возраста. Такое же понимание, что уходящей первой молодости уже не вернуть, и рефлексировать
на эту тему можно уже только со смехом, а второй и не бывает. Такое же умение
проговаривать свои комплексы и проигрывать их в различных ситуациях, низводящих
их до состояния весёлых, а подчас даже уморительно смешных казусов. Конечно, адаптация
смотрится хуже оригинала, тут не поспоришь. Но если мысленно поставить себя на
место зрителей, оригинала не видевших, нужно, наверное, признать, что Герда Кордеметс
и её мужчины, в целом, со своей задачей справились. Перенесли на эстонскую
почву не то чтобы даже культовую российскую комедию, хронологически после «Особенностей
национальной охоты», наверное такая культовая была она одна, а умело внедрили в
эстонское ментальное поле всё то, чем, собственно, и подкупает нас эстетика (не
побоимся этого слова) «Квартета И» - этих вот самых смешных разговоров о
грустном, этого вот самого умения шутя затронуть достаточно скользкие, а местами
так и неприятные даже темы. Интересно, будет ли продолжение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий